- Грот
- Сфинкс
- У д. Каменка
- У станции Четыре руки
- У Средней рогатки (Старик)
Путь в карете на лошадях утомителен; красиво оформленные фонтаны, радуя глаз, вносили оживление, а в жаркую погоду здесь поили лошадей.
Вода в них поступала с вершины Пулковской горы, высота которой составляет 252 фута над уровнем моря. Особенность местности состоит в том, что гора возвышается на краю природной террасы — Ижорского глинта или уступа, который некогда был берегом древнего моря, и господствует над Невской долиной. В районе Пулково геологические пласты сильно изогнуты, перемешаны и образуют складки, между которыми подземная вода, скапливающаяся на водонепроницаемых отложениях, выходит на дневную поверхность в виде источников — ключей. Поэтому Пулковская гора изобиловала множеством родников и колодцев с прекрасной питьевой водой.
Воронихин Андрей Никифорович принял участие в конкурсе с Тома де Томоном над проектом фонтанов. Он представил серию проектов, но утвержден был только один — проект фонтана на склоне Пулковой горы. Остальные фонтаны сооружались по проектам Тома де Томона.
Фонтан-грот представляет собой один из прекрасных памятников русской декоративно-парковой архитектуры начала XIX века.
Когда в начале XIX века вдоль Царскосельской дороги, ведущей из Петербурга в летнюю царскую резиденцию, на северном склоне Пулковой горы обнаружили родник хорошей питьевой воды, то на месте его выхода в глубине грота по проекту А. Н. Воронихина и был сооружен фонтан.
Фонтан был решен в виде грота, ведущего в недра земли. Он построен в виде античного портика и обращен главным фасадом к дороге. Поддерживаемый колоннами архитрав с полочкой и каплями завершается гладким фризом, переходящим на главном фасаде в щипец с выбитой на нем запланированным годом постройки — "1807". Однако окончание строительства произошло двумя годами позже — в 1809 году.
Свесы крыши обработаны модульонами. Стены грота снаружи и внутри декорированы полуциркульными нишами с полками и кронштейнами. Он сложен из блоков пудостского камня.
Прямоугольное в плане сооружение с тремя глухими стенами в виде пещеры-грота, завершенное цилиндрическим сводом с двускатной металлической крышей, наполовину «вросло» в землю. Полукруглый кессонированный свод грота переходит в оформленные нишами и фигурными карнизами стены.
В глубине грота помещена каменная маска Нептуна. Водомет оформлен в виде рельефного маскарона, символически изображающего Нептуна, вытесанного из гранита и помещенного на задней стене Грота. Вода стекала из маскарона в гранитную чашу.
Вход был оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами греко-дорического ордера. По сторонам портика по замыслу Воронихина установили каменные изваяния львов, лежащих со скрещенными передними лапами и как бы охраняющих покой и тишину у входа в прохладный грот.
Внутри, под боковыми арочными нишами, находятся две гранитные скамьи для отдыха путников, кессонированный свод декорирован резными розетками.
Водоподводящая система фонтана со вторым гротом — водозаборни-ком находилась в парке выше по восточному склону (повреждена и бездействует в настоящее время).
25 сентября 1806 г. Воронихин представил на рассмотрение смету на производство работ, которые начались в следующем году. В сооружении фонтана ему помогал Тома де Томон, а также инженер М. П. Сакер, занимавшийся устройством водовода, и каменных дел мастер Г. Грауер. "Обрабатывание леса по садовому образцу на Пулковой горе" поручили произвести придворному садовому мастеру Д. Бушу.
В ходе заготовки материалов и строительства Воронихин предложил внести в первоначальный проект фонтана некоторые изменения. Чашу в глубине грота, куда должна была стекать вода, предполагалось выполнить из гранита. Но поскольку подходящего куска гранита под рукой не оказалось, Воронихин вынужден был изготовить ее из серого рускольского мрамора. К тому же кровля должна была быть из чугунной черепицы, которую "обязался сделать заводчик Берд". Заказ к сроку завод Берда не выполнил, и крышу покрыли железом… К тому же кровля должна была быть из чугунной черепицы, которую "обязался сделать заводчик Берд". Заказ к сроку завод Берда не выполнил, и крышу покрыли железом.
Был сделан не предусмотренный сметой каменный мостик, ведущий к фонтану, и вдоль боковых внутренних стен поставлены две гранитные скамейки. Именитые путники останавливались у воронихинского грота, чтобы утолить жажду родниковой водой.
Строительство фонтана на Пулковой горе предполагалось закончить в том же 1807 г. Эту дату можно видеть на главном фасаде. Однако окончание строительства произошло двумя годами позже. Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. "архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана" были "пожалованы перстни ценою каждый по семьсот рублей"».
Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана были "пожалованы перстни ценою каждый по семьсот рублей".
Мотив каннелированного портика «в антах», сложенного из известняка, послужил впоследствии важным композиционным приемом в обработке главного здания обсерватории архитектора А. Л. Брюллова. Несмотря на свой облик в стиле классицизма, этот фонтан тихо журчащей водой напоминал путешественникам «турецкие роскошные фонтаны» и ассоциировался с «Бахчисарайским фонтаном» А. С. Пушкина.
В годы Великой Отечественной войны на Пулковских высотах шли упорные, ожесточенные бои, и Грот ипользовали как перевязочный пункт для раненых, поскольку здесь было вдоволь чистой воды, а склон горы защищал это место от неприятельского обстрела со стороны г. Пушкина и Дудергофа. В настоящее время фонтан разрушается рядом с трассой Пулковского шоссе.
На подъезде к Пулковским высотам со стороны города посредине разделительной полосы шоссе расположен фонтан с четырьмя сфинксами, второй от начала водопровода у Пулкооских высотах.
Его устроили в центре деревенской площади Подгорного Пулкова. Строительство осуществили по проекту архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона в 1809 году. В работах принимал участие каменных дел мастер Генри Грауер, предложивший дополнить решение Томона малыми бассейнами в форме четверти круга. Систему подачи воды разработал военный инженер М. П. Сакер. Каменотесные работы осуществила артель известного умельца-самородка С. К. Суханова.
Фонтан представляет собой открытый с четырех сторон купольный павильон высотой около восьми метров. Он построен из тесанного гранита, над ним каменный свод с балдахином на 4-х гранитных колоннах дорического ордера; вокруг фонтана расположены 6 гранитных чаш. Павильон полностью сооружен из розового гранита.
Колонны, поставленные по углам квадрата, несут резко очерченный антаблемент с четырьмя треугольными фронтонами. В центре ограниченного колоннами пространства контрастно вырисовывается необычной формы чаша с неровными, как бы отбитыми краями, из серого полированного мрамора…
Вода к фонтану поступала самотеком подземными дубовыми трубами от первого пулковского фонтана Грот и подводилась в центральную чашу. Стекая через ее края, она наполняла скрытый в толще основания каменный резервуар, а оттуда по свинцовым трубам через выходящие наружу отверстия ниспадала в чаши у основания.
Лежащие на постаментах четыре гранитных сфинкса придают павильону особую выразительность и своеобразие. Сфинксы казались бронзовыми, они позеленели от сырости и времени, покрылись патиной и мхом, за что в народе их прозвали «четыре ведьмы».
Гранитые чаши — большие полукруглые с юга и севера, малые прямоугольные с востока и запада примыкают к цоколю с четырех сторон.
Он и сейчас стоит на разграничительной полосе у подножия Пулковской горы. Наряду с «мраморными верстовыми пирамидами» он составляет парадное архитектурное убранство Царскосельской дороги в настоящее время. Это самый нарядный и богато оформленный фонтан из всего ансамбля. Он является ярким образцом декоративно-парковой архитектуры стиля ампир с величественными монументальными формами.
Этот фонтан, помимо декоративных функций, имел и важное практическое назначение: в наполненных водой гранитных чашах поили лошадей путники, ехавшие по пролегающим рядом дорогам.
Фонтан находился поблизости от почтового двора и трактира в центре регулярной площади деревни Подгорной Пулковой, где для отдыха останавливались путешественники по дороге из Петербурга в Царское Село и далее — в Москву. Известно, что здесь останавливался А. С. Пушкин, предпринимавший даже пешие прогулки в Царское Село.
27 апреля 1944 года. из письма Анатолия Михайловича Кучумова жене: "В один из дней… Дождались попутной машины до Пушкина, сели, и началась наша экскурсия по дороге, которой так часто приходилось ездить… Сегодня ее не узнать, все носит следы ожесточенных боев… доты, надолбы, воронки от снарядов, колючая проволока, всюду надписи "Мины". Подъезжаем к Пулковской горе. Здесь все неузнаваемо, изрытая гора кажется ниже, от великолепного парка торчит десяток стволов без ветвей, которые окружают бесформенные жалкие руины великолепных зданий обсерватории. От села Пулково уцелел только фонтан-беседка. Чаша его упала, лежит на боку, кругом взрытая земля, высокие лопухи и лебеда на местах домов.
В центре деревни Каменка (примерно в том месте, где ныне находится дорожная развязка в аэропорт «Пулково»), на площади соорудили третий фонтан высотой 4,5 метра.
Расширяющаяся внизу и закругленная вверху тумба фонтана из розового гранита была сооружена на квадратном в плане двухъярусном пьедестале и ступенчатом стилобате. Две грани тумбы обработаны филенками. Лицевую сторону, обращенную к дороге, украшал превосходно исполненный барельеф с символами Нептуна — маска божества с задумчиво мечтательным взором и роскошной бородой, трезубец и вокруг него витой дельфин, изо рта которого стекала вода в гранитные чаши, выступавшие из нижнего яруса пьедестала.
Мытарства пулковского фонтана из Каменки начались с 1945 года, за военные годы превратившегося в груду гранитных и бутовых камней. Вначале его перенесли в сквер на площади Восстания, устроенный на месте разобранной Знаменской церкви (здесь нынче метро «площадь Восстания»), а в 1950 году — в парк Победы, но через несколько лет снова разобрали и складировали в Музее городской скульптуры, где он хранился до 2003 года.
В год 300-летия Санкт-Петербурга фонтан установили на углу Московского проспекта и Сенной площади (на той стороне, где стоят верстовые столбы), без реставрации и с искажением первоначального облика.
29 января 2013. Авторы заявок о поправках в Генеральный план города предлагают сохранить фонтан-поилку на Сенной площади, который появился в рамках предыдущей реконструкции. Глава комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Юлия Киселева поддержала эту инициативу, отметив, что главное – решить вопрос о передаче данного объекта на баланс Водоканалу.
КГА обещает взять на себя подготовку обращения в комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) по вопросу включения данного сооружения в список охраняемых объектов. Создание фонтана-поилки на Сенной площади, как отмечают чиновники, будет учтено в концепции «Дизайн городских фонтанов» по адресному перечню Водоканала, которой занимается подведомственное учреждение КГА «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга».
Четвертый по счету фонтан от Пулковской горы высотой в 2,6 метра находился у станции "Четыре руки"
Он имел форму лежащего полуцилиндра из розового гранита, как и три чаши по сторонам. Фонтан стоял на плинте серого гранита, из него же был высечен и барельеф на лицевой стороне. Маска изображала Нептуна или другое морское божество. Его приметы — водоросли, вплетенные в волосы, напряженно сморщенный лоб и широко разинутый рот, из которого истекала водяная струя. Над барельефом высечена дата сооружения — «1809 года».
Фонтан из Среднерогатской колонии в 1935 году перенесли в сквер у Казанского собора
Последний пулковский фонтан находился на перекрестке у Средней Рогатки, где ныне – площадь Победы.
Поседевший от времени и мха цельный монумент из глыбы розового гранита, как можно заключить по описанию и фотоснимку, имел вид четырехгранника, завершенного свитками с волютами. Его также называли «Нептун» или «Старик» по рельефной маске улыбающегося божества с короткой бородой. Вода струилась изо рта маски в прямоугольную чашу из гранита.
В его облике было воспроизведено архитектурное оформление родника, как рекомендовали руководства по созданию пейзажных садов (Громанн). В начале 1900-х годов он еще находился на перепутье дорог в поврежденном виде, накренившийся и с отброшенной в сторону чашей. Фонтан бесследно исчез еще в 1910-1920-е годы
Проблема водоснабжения здесь была чрезвычайно острой. Питьевую воду приходилось доставлять издалека — из тех же пулковских ключей, поскольку в низменной болотистой местности не имелось не только рек и ручьев, но и пригодной для питья воды в колодцах. Поэтому вполне уместна и выражена в духе времени восторженная оценка благодеяния Н. П. Румянцева, оказанного им пулковским крестьянам, среднерогатским колонистам и всем проезжавшим по Царскосельской дороге.
Несомненно, при их устройстве учитывался художественный вкус императора Александра I, продолжателя традиций своей царственной бабки Екатерины II, которая, как известно, не любила фонтаны за то, что они «мучают» воду, давая ей течение, противное природе. Однако пейзажным садово-парковым искусством допускалось архитектурно-художественное оформление родников. При Александре I в Екатерининском парке появились знаменитые фонтаны — родники Девушка с кувшином, Лебедь. Этот ряд достойно продолжили и пять пулковских фонтанов.
Со временем фонтаны приходили в ветхость, хотя водопровод действовал до 1941 года. До нашего времени сохранились 4 фонтана из пяти. Все — недействующие.
В настоящее время, когда городские службы находят возможности для устройства новых фонтанов, вздымающих тонны дефицитной питьевой воды только три месяца в году, а остальное время искажающих облик города, представляется неоправданным и неуважительным отношение к историческим фонтанам. Многие из них, в том числе и два находящихся на своих местах пулковских фонтана, бездействуют из-за отсутствия воды. |