МАРТИНСОН
Сергей Александрович
06.02.1899, Санкт-Петербург - 02.09.1984
Народный артист РСФСР (1964)
Театр
Тяга к театру появилась у Сергея Мартинсона еще в школе. Будучи учеником пятого класса, он начал заниматься в любительском театральном кружке. Спустя год Сергей организовал уже собственную театральную студию, где в спектакле «Ревизор» исполнял роль Петра Ивановича Добчинского.
В 1923 году Сергей Мартинсон окончил Институт сценических искусств в Петрограде. Некоторое время он выступал в эстрадных театрах северной столицы «Вольная комедия» и «Свободный театр». Однажды на талантливого актера обратил внимание знаменитый Всеволод Мейерхольд и пригласил его в свой театр. Так в 1925 году Мартинсон оказался в Москве.
В Театре Мейерхольда Сергей Мартинсон проработал до 1938 года. Одновременно он выступал на сценах Театра Революции и Мюзик-холла. Очень скоро к актеру пришла слава мастера театра и эстрады. «Мартинсон убедителен и неповторимо оригинален как в области водевиля и ядовитой сатиры, так и в мире поэтической сказки, в образе героя лирической комедии, в образе героя психологической драмы. Он органически сочетает в одном образе комедийное с трагическим», - писали о Мартинсоне критики.
Довоенное кино
В кино Сергей Мартинсон начал сниматься в 1924 году. Свои первые роли он сыграл в фильмах ФЭКС («Фабрики Эксцентрического искусства») – киномастерской организованной и руководимой Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. Дебютом актера стала роль Кулиджа Керзоновича Пуанкаре в фильме «Похождения Октябрины».
Эта, а также последующие работы были исполнены Мартинсоном в ярко-комедийной, эксцентрической манере. Кроме того, они нередко требовали недюжинной спортивной подготовки. Это и предопределило дальнейшее амплуа актера. Мартинсону все чаще стали предлагать сыграть отрицательные роли в комедийных и сатирических лентах.
Первым большим успехом для Сергея Мартинсона стала роль парикмахера Соль в политическом памфлете режиссеров Якова Протазанова и Порфирия Подобеда.
Р. Юренев: «В образе парикмахера Соль Мартинсон удачно раскрыл тему чужой злобной воли, заставляющей жалкого проходимца быть послушной марионеткой в руках закулисных воротил. Гримаса идиотской важности на лице, странные, механические телодвижения, фальцет, которым «диктатор» с помощью парикмахерских терминов – «подбрить», «освежить», «поставить свинцовые примочки» и т.д. решал политические вопросы - все это было по-настоящему зло, злободневно и смешно».
Очень ярко актер проявил себя в жанре киносказки. Дети с восторгом наблюдали за его Человеком рассеянным в «Приключениях Петрушки» и Дуремаром в «Золотом ключике».
Годы войны
В начале 1941 года Сергей Мартинсон снялся в роли композитора Керосинова в музыкальной комедии Александра Ивановского «Антон Иванович сердится». Съемки фильма, насыщенного недоразумениями, любовными перипетиями и смешными коллизиями, были завершены 21 июня, а на следующий день всех потрясла страшная весть – фашистские войска пересекли границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война.
Вскоре после начала войны Сергея Мартинсона вызвали в «Союздетфильм», где предложили роль Гитлера в эксцентрической комедии Сергея Юткевича «Новые похождения Швейка». Картина, как и множество других антифашистских фильмов тех лет, была невысокого уровня. Тем не менее, такие фильмы играли немаловажную роль для поддержки морального духа советского народа в годы войны.
В 1944 году Сергей Мартинсон сыграл одну из лучших своих ролей - телеграфиста Ятя, в поставленном режиссером И. Анненским к 40-летию со дня смерти А. П. Чехова водевиле «Свадьба». Г. Шахов: «Несмотря на упрощенную трактовку режиссером чеховских образов, в герое Мартинсона жил словно сошедший со страниц книги образ телеграфиста. Не изменяя своему приему преувеличенного изображения смешных черт характера героя, Мартинсон был на этот раз сдержанней, мягче, лиричней. Образ Ятя раскрывался как бы под сурдинку. Посмеиваясь над своим телеграфистом, типичным маленьким человеком чеховской эпохи, с его убогими интересами, артист щадил его. Было даже жаль этого не очень умного человека, который так невпопад делает комплименты и ради лишней рюмки водки способен сносить унижения и обиды».
Мастер комедийного эпизода
После окончания войны, Сергей Мартинсон стал актером Театра-студии киноактера. Он продолжал активно сниматься в кино, играя, как правило, комедийные роли. К сожалению, слабость драматургии и режиссуры часто лишали талантливого актера возможности создать яркие образы. Тем не менее, в памяти зрителей осталось немало персонажей, созданных Сергеем Мартинсоном: это и дьяк Осип Никитович в фильме «Вечера на хуторе близ Диканьки», и злой волшебник Прокофий в «Сказке о потерянном времени», и опекун Салтана в «Сказке о царе Салтане», и дед Матвей в «Большом аттракционе», и мистер Вант в «Новых приключениях капитана Врунгеля»…
Порой Мартинсону предлагали роли и другого плана. Так в 1961 году он, для многих неожиданно, сыграл положительного героя - угольщика Филиппа в романтической ленте Александра Птушко «Алые паруса» (по одноименной повести Александра Грина). А в 1966 году исполнилась давняя мечта актера, - режиссер Константин Воинов пригласил его на роль Князя К. в фильме «Дядюшкин сон» Ф. Достоевскому.
В целом же можно утверждать, что, несмотря на множество ролей, потенциал этого талантливого актера нашим кинематографом так и не был раскрыт в полной мере.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО Медиа-Сервис 2000);
Волков А. Сергей Мартинсон. Актерская энциклопедия кино России. М., 2002. Вып. 1.;
Шахов Г. Сергей Мартинсон. М., 1966;
Юренев Р. Советская кинокомедия. М., 1964
http://www.rusactors.ru/m/martinson/index.shtml
Сергей Мартинсон. Призвание - удивлять.
Прирожденный эксцентрик и мастер жеста, артист в самом прямом значении этого слова - Сергей Александрович Мартинсон – он никогда не оставался незамеченным - ни на экране, ни на сцене. Он играл в фарсе и драме, в комедии и трагедии, в водевиле и мюзикле и везде он был неотразим. Каждая сыгранная им роль пользовалась большим успехом у зрителей. Удивлять и поражать воображение публики, было призванием этого талантливого артиста и интересного человека.
6 февраля - 110 лет со дня рождения Сергея Мартинсона. В этот день в эфире телеканала «Культура» в 11:00 будет передача «Шедевры старого кино», посвященная актеру, и фильм «Марионетки».
20-е годы прошлого столетия. Сумасшедший темп и безостановочный ритм… Драматические кружки, школы искусств и театральные студии возникали в разных уголках Петрограда. В эти годы рождались созвучные времени новые спектакли и необычные постановки. Артисты показывали все, на что они способны. Из этой массы исполнителей выделялся неординарный Сергей Мартинсон, в дальнейшем привлекший к себе внимание режиссеров-новаторов.
Режиссеры Леонид Трауберг и Григорий Козинцев сразу же предложили Мартинсону сыграть в их первом совместном фильме «Похождения Октябрины». Сам артист вспоминал: «Я попал в кино из пивной бутылки, которую открывал нэпман».
К сожалению, этот фильм не пощадило время, но по сохранившимся воспоминаниям кинокартина представляла собой набор эксцентрических трюков: непонятный субъект по имени Кулидж Пуанкаре в исполнение Сергея Мартинсона неожиданно появлялся то на фоне городского движения, проезжая на крыше трамвая, то вдруг возникал на золотом куполе Исаакиевского собора.
Сотрудничество Сергея Мартинсона и Фэксов (ФЭКС - «Фабрика эксцентрического актера» - существовала в начале 20-х годов, руководили ею Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, - прим. ред.) продолжилось и в следующей кинокартине «Чертово колесо», где Мартинсону на этот раз досталась роль дирижера оркестра.
Природная гибкость Сергея Мартинсона, его умение ловко двигаться на сцене и в кадре – все это приглянулось режиссеру Всеволоду Мейерхольду. Именно в театре этого великого режиссера представления Сергей Мартинсон усовершенствовал свое мастерство эксцентрика. Публика и критика восхищались талантом и умением Сергея Мартинсона выполнять сложные трюки, а за его способность «разговаривать» телом его нарекли «складной куклой» и «маникюрными ножницами».
Первой значительной работой Сергея Мартинсона в кино можно считать роль парикмахера Соль в кинокартине Якова Протазанова «Марионетки». В этой роли артист впервые широко воспользовался средствами гротеска - острой формой комедийного и сатирического преувеличения. Во внешнем рисунке парикмахера, провозгласившим себя королем, Сергей Мартинсон талантливо передал внутреннюю опустошенность человека-марионетки.
В 1938 году в Москве был закрыт театр Мейерхольда, а все «измы» заклеймили и стали называть одним словом - формализм. В это же время были репрессированы многие поэты и художники, писатели и актеры, позже расстрелян и сам Всеволод Мейерхольд. Таким образом, правящая власть устанавливала в искусстве строжайший режим социалистического реализма.
Как ни странно, такой спасительной драматургией оказалась сказка. Где, еще могли проявиться оригинальные способности артиста-эксцентрика. Первым успехом в этом жанре для Сергея Александровича Мартинсона стал фильм «Золотой ключик», где он неповторимо сыграл роль Дуремара. Даже сейчас, по прошествии многих лет, чудаковатого ловца пиявок дети принимают с большим восторгом.
Кажется, что пластичность и гримасы давались артисту чрезвычайно легко. На самом же деле, за всем этим скрывались профессионализм и скрупулезность. На сцену или на съемочную площадку Сергей Александрович не мог себе позволить выйти неподготовленным, не продумавшим поведение и характер своего героя до мелочей. «Должна быть фантазия, яркая, причудливая», - говорил о своей профессии Сергей Мартинсон.
Еще одна грань эксцентрического таланта артиста удивительно проявилась в годы войны, когда потребовалась острая сатира, когда в огромном количестве тиражировались рисунки Ефимова, высмеивающие врага. Сергей Александрович Мартинсон стал первым советским киноактером, сыгравшим пародию на Гитлера.
Каждая, даже самая незначительная роль артиста в кино или на сцене, была создана с классической тщательностью, она всегда была наполнена страстями, везде Сергей Мартинсон был убедителен. Он умел преображаться не только с помощью грима, он менял свой облик путем привнесения разного рода черточек в характер изображаемого героя. В работах Сергея Александровича Мартинсона, всегда присутствовала зрелая сатирическая мысль, пристрастное отношение к своим героям и тонкая наблюдательность над природой человека.
Искусство артиста имеет обыкновение растворяться в вечности. Даже самый блистательный спектакль остается лишь в памяти очевидцев, а потомкам остается только слышать о нем легенды. Кино в этом смысле - спасение, мы можем лицезреть тех, кому когда-то аплодировали миллионы.
По матералам программы "Шедевры старого кино".
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=299334 |