Gulf Of Finland. Golfe de Finlande. Финский залив. Suomenlahti
SF. Эй рулате
Retro.Music.Club  //  Культурные связи

Гелена Великанова
Эй рулате
Элегия / 08.05.12


Финская песня

Обработка О. Фельцман, русский текст В. Войнович

Запись с концерта. 1961 г.

Если тебе одиноко взгрустнется,
Если в твой дом постучится беда,
Если судьба от тебя отвернется,
Песенку эту припомни тогда.

Припев:

Рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-та-та,
Рулатэ, рулатэ, рулатэ, рула,
Рулатэ, рулатэ, рула-та-та!

В жизни всему уделяется место,
Рядом с добром уживается зло.
Если к другому уходит невеста,
То неизвестно, кому повезло.

Если случайно остался без денег,
Верь, что придет измененье в судьбе,
Если ж ты просто лентяй и бездельник,
Песенка вряд ли поможет тебе.

Песенка эта твой друг и попутчик,
Вместе с друзьями ее напевай.
Если она почему-то наскучит,
Песенку эту другим передай.



Гелена Великанова
народная артистка России

В начале 1998 года в Москве, в концертном зале «Россия» состоялся юбилейный концерт Гелены Великановой, а на Площади Звезд была открыта «Золотая звезда» ее имени… В том же году, 10 ноября артистки не стало…

А в мае Гелена Марцелиевна приезжала на Кубань, участвовала в концертной программе благотворительного телемарафона, посвященного празднику Победы.

Как слушали ее, затаив дыхание, ветераны Великой Отечественной, какими счастливыми были их лица! Наверняка, в минуты встречи с песнями Гелены Великановой, они вспоминали послевоенное десятилетие, когда впервые и зазвучал с эстрады и грампластинок голос артистки. Зазвучал, чтобы запомниться и стать любимым...
- Сегодня мы услышали и песни 50-х, и песни, которые появились в Вашем репертуаре в недавние годы. Знаменитая, на стихи Евгения Евтушенко, песня о квартире коммунальной…

- Вы знаете, ведь самые дорогие для меня, как и, наверное, для каждого человека, воспоминания о детстве. И лучшие друзья – те, что остались с детства. Сейчас вышел спектакль у Марка Розовского. Называется он «Песни нашего двора». Этот спектакль идет прямо во дворе театра… Там даже сцены нет. Простой двор буквой «П», железные лестницы, скамейки… Точно как в моем дворе детства.

У нас двор был необыкновенный. Как одна семья. Мы встречали все дни рождения вместе, все праздники. Все были бедные в доме. Только одна семья обеспеченная. Но тоже милые, хорошие люди. Все дети очень дружили. Самым большим оскорблением было, если один ребенок говорил другому: «Ты – буржуй». Сразу слезы и рыдания… В войну наши мальчики почти все погибли… Только двое вернулись – раненые, больные. Сейчас их уже нет на свете. Но до сегодняшнего дня мои самые близкие подруги Таичка и Ирочка… ну, вы понимаете, они такие же Таичка и Ирочка, как я нынче – Гелечка… Мы и сейчас часто встречаемся вместе, ходим на могилы наших родителей, сестер и братьев… Это как фронтовая дружба – самая верная.
Я с детства была очень бойкая, энергичная, «заводилой» была. Мы ставили спектакли, разыгрывали настоящие сценки – с костюмами и декорациями. И стихи я читала и пела. А потом… война.

Я уехала в Томск в эвакуацию с мамой в «телячьих» вагонах, как их тогда называли. И в первый же год эвакуации маму потеряла… И осталась совершенно одна, «как перст на белом свете». В этом городе я поступила в Московский институт инженеров транспорта. Здесь участвовала во всех вечерах. Профессура мне не раз говорила: «Уходи отсюда, иди учись музыке! Ты хорошо поешь и наш вуз не для тебя». Действительно, я ненавидела математику. Это был совершенно чуждый для меня предмет. Потом, несколько лет подряд видела сон, что не могу поступить в высшее учебное заведение, потому, что не сданы алгебра, геометрия, тригонометрия за десятый класс… Всегда с ужасом просыпалась от этого сна. Я и в жизни никогда этого не сдам, никогда не одолею. Мне в школе гуманитарные науки давались очень легко… А будучи в эвакуации, почти ежедневно бывала в госпиталях: помогала чем могла, а еще читала стихи, пела песни раненым.

- В этих госпитальных концертах и заметили Вас профессиональные артисты …

- В Томск был также эвакуирован комитет по делам искусств СССР. И я дружила с детьми членов комитета. Да, верно, они заметили меня. И когда я вернулась в Москву, помогли поступить в музыкальное училище имени Глазунова, в котором готовили артистов оперетты (приемные экзамены я пропустила, находясь в эвакуации). Но в училище поняла, что оперетта – совершенно не близкий мне вид искусства Я и сегодня не понимаю, когда артисты говорят, говорят и вдруг начинают петь, а потом снова говорят какими-то чуть-чуть неестественными голосами… Хотя в оперетте есть хорошие актеры, и я их очень люблю. Но я всегда хотела работать на эстраде… Хотела сама выбирать песни, которые мне близки, моим друзьям, близким, которые, одним словом, автобиографичны.

- И Вы поступили в эстрадную студию…

- Да, у меня были прекрасные педагоги Ольга Андровская, Василий Топорков, Анатолий Кторов, Борис Петкер… Это были великие педагоги и великие актеры, которые очень многое дали мне в жизни.
Потом, когда я стала зрелой артисткой, уже довольно известной, окончила еще и режиссерский факультет ГИТИСа. Я всегда готовила свои программы сама и в Театре эстрады и в концертном зале «Россия». Никогда не работала с режиссерами. Мне много раз говорили: ты попробуй с режиссером. Но я говорю: как? Если, допустим, меня бросил любимый человек. Откуда режиссер знает, как я себя буду вести! Побегу ли я за ним, буду ли хвататься за его пиджак или скажу: «Иди, дорогой, ради Бога. Мне ты не нужен..» Ведь это все настолько индивидуально. И на эстраде все-таки артист должен оставаться самим собой. Он – личность на эстраде. А в театре актеры играют концепцию режиссера. А я стремилась к тому, чтобы все делать самостоятельно.

- Дебют на профессиональной эстраде состоялся еще в годы Вашей учебы?

- Дебют мой был уже по окончании студии. И в ЦДРИ был концерт выпускников. Я была тогда тоненькая, стройненькая. Когда сейчас показываю свои фотографии той поры даже близким людям, у меня спрашивают: «Это кто?». Я говорю: «Как кто? Я!». А чужие люди и подавно не узнают…

Так вот, я, помню, пела «Миссисипи», «Колхозную плясовую» и «Пипиту». Знаменитая впоследствии моя песня. Она много лет была в моем репертуаре. Меня утвердили на самую высокую ставку, какую только могла получить студентка, и я работала буквально сразу в лучших концертных залах.

Даже еще когда училась в студии, меня уже знали на эстраде. Лидия Русланова, Александр Вертинский брали меня в свои концерты. И, когда Вертинский переодевал рубашку, я в это время, чтобы он отдохнул, пела. Это были, конечно, незабываемые встречи. Это была высокая планка, к которой ты стремился, допинг невероятный, когда ты хоть чуточку приближаешься к таким великим артистам!
- Клавдия Ивановна Шульженко писала: «Мне близко творчество Гелены Великановой. Она знает, о чем поет.»…

- Клавдия Ивановна часто бывала на моих сольных концертах. Она очень хорошо ко мне относилась. А я всегда прислушивалась к словам этой великой актрисы – певицы и актрисы в одном лице. В ее творчестве это было неотделимо.

- В одной из рецензий, посвященных Вам, было отмечено, что, «судя по репертуару и профессионализму артистки, можно смело утверждать, что Великановой все по силам».

- Я исполняла разные песни: драматические, шуточные, даже детские, про несчастную и про счастливую любовь…

Затем пришло время, когда я первая на эстраде стала исполнять большую поэзию. В моем репертуаре появились произведения на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахматовой, Есенина, Блока, Окуджавы… А петь песни на их стихи в те годы, мягко говоря, не приветствовалось. Булат Окуджава говорил: «Ты даже не понимаешь, что ты сделала! Для тебя - выпустить новую песню, а для меня – это судьба». Ведь его в те годы просто запрещали. И все боялись петь песни на его стихи. А я была «отчаянной девчонкой». Песни-то у него были изумительные!

Бывало, поэты, на стихи которых я пела песни, приходили на мои сольные концерты и читали свои стихи – Вознесенский, Евтушенко… - это был такой подарок зрителям!

- Песни Новеллы Матвеевой помимо авторского исполнения, я встречал в Вашем репертуаре и еще у Елены Камбуровой…

- Но я пела первая, ведь я старше Камбуровой… Я много песен Новеллы Матвеевой выпустила. А потом ее песни стали другие артисты исполнять. Помню, приехала в Омск и там замечательные артисты из оперетты пели мою «Молдованку». Совершенно по другому исполнили, но очень симпатично, очень интересно – по-молодому, по-своему. Мне очень понравилось.

- А ревность или зависть на эстраде были всегда?
- Все было как и сейчас. Только форма взаимоотношений была более деликатной. Такая же была ревность, такая же была конкуренция, также «тащили» друг у друга песни. Я выходила в зал и знала точно, что все новые песни будут записаны. Артистки «второго эшелона» сидели с магнитофонами и записывали. А потом сразу исполняли их в своих концертах и еще спорили, что они первыми выпускали эти песни…

- Жаль, конечно, что далеко не все Ваши песни были записаны на грампластинки.

- Совершенно верно, в грамзаписи запечатлена только их небольшая часть. Мало того, я с удивлением обнаруживаю, что многие из записей, сделанные только на радио, оказываются размагниченными. Это просто необъяснимо.

- «Ландыши»… Как эта знаменитая песня, можно даже сказать, визитная карточка Гелены Великановой, появилась в Вашем репертуаре? Ведь ее исполняла еще и Нина Дорда…

- Нина Дорда, действительно пела эту песню. Но дал мне ее Оскар Фельцман первой и вся страна наша знает эту песню от меня. Правда, я потом много лет ее не пела, но вот снова ее восстановила, уже в другой аранжировке и на каждом концерте пока я не спою «Ландыши», публика меня не отпускает…

- В есенинском цикле Вашего репертуара были произведения на музыку Григория Пономаренко…

- Я не могу сказать, что с Григорием Федоровичем Пономаренко у нас было тесное сотрудничество. Просто он писал и приносил мне свои песни. И было это, когда я уже утвердилась на эстраде. Григорий Пономаренко дарил мне свои песни. И я ему очень благодарна за то, что была первой исполнительницей некоторых его произведений.

- Вы не первый раз на Кубани. И Ваш приезд – событие для любителей эстрады, для Ваших давних поклонников.

- Я очень люблю ваш край – благословенный Богом и природой. Я видела в зале прекрасных людей – добрых и красивых. А для таких зрителей всегда работается с удовольствием.

Виталий Гапоненко, 10 мая 1998 года

http://gosti.retroportal.ru/velikanova.shtml
http://www.youtube.com/watch?v=imLPaboeyfw
 Add your comment:
  Please note comments are moderated before appearing on this site so there may be a slight delay

 Name (it's desirable)  
 E-mail (not for publishing)


Другие материалы рубрики
Культурные связи
The first Baltic Film Festival
The festival will include 18 films and feature 7 U.S. premiere screenings and 9 NYC premieres, and will include notable classic films that have rarely been seen outside of Europe as well as the latest features, documentaries, and animation films from some of the best established and upcoming filmmakers from Estonia, Latvia and Lithuania.
Смуглянка
Потому что мы пилоты
Уральская рябинушка
Вот мчится тройка почтовая
Дороженька
День Победы
И кто его знает
Ой цветет калина
Подмосковные Вечера




Maps
FinBay.Info
Книжная полка
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
Zen.Piter.Club
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
The Official City Guide
Maria Gusev, USA, NY
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©  Real WEB 2010-2017 ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ