Дочь высокопоставленного военного: отец Гуро был секретарем штаба Петербургского ВО и войск гвардии при в. кн. Владимире Александровиче, генерал-лейтенантом; дед по матери - педагог и детский литератор М. Б. Чистяков; сестра Елены, Екатерина Низен, участвовала в публикациях футуристов.
Получила художественное образование, занималась живописью в мастерской Я. Ф. Ционглинского, где познакомилась с будущим мужем, музыкантом и художником-авангардистом М. В. Матюшиным. В 1906-1907 брала уроки живописи у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского.
В 1909 издала первую книгу рассказов, стихов и пьес "Шарманка"; тираж при жизни Гуро остался не распроданным, и оставшиеся экземпляры поступили повторно в продажу после ее смерти. К книге сочувственно отнеслись Вячеслав Иванов, Лев Шестов, Алексей Ремизов и Александр Блок, с которым Гуро была знакома лично (Гуро иллюстрировала его стихи в альманахе "Прибой") и который проявлял к ее творчеству и личности постоянный интерес.
В 1908-1910 Гуро и Матюшин входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-"будетлян" (Давид Бурлюк, Василий Каменский, Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на улице Песочной в Петербурге (ныне Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается издательство "Журавль", в 1910 выходит первый сборник кубофутуристов "Садок судей", где участвует и Гуро. В 1910-1913 она активно выступает и как художник, на выставках левого "Союза молодежи" и т. п.
В 1912 Елена Гуро выпускает второй сборник "Осенний сон" (положительная рецензия Вяч. Иванова), включающий одноименную пьесу, ряд фрагментов и иллюстрации автора. Наиболее известная ее книга, состоящая в основном из стихотворений, но включающая дневниковые фрагменты - "Небесные верблюжата" (1914) - вышла посмертно. Творчество Гуро вызывало сочувственный отклик самых разных критиков, в том числе отрицательно настроенных к футуризму (так, Владислав Ходасевич противопоставлял ее остальным футуристам).
Для творчества Гуро характерен синкретизм живописи, поэзии и прозы, импрессионистическое восприятие жизни, поэтика лаконического лирического фрагмента (влияние Ремизова, "симфоний" Андрея Белого, "стихотворений в прозе" Бодлера и связанной с ним традиции), свободный стих, эксперименты с заумью ("Финляндия"). Излюбленные тематики: материнство (в ряде стихотворений отражена тоска по умершему сыну "Вильгельму Нотенбергу", которого на самом деле не было), распространяющееся на весь мир, пантеистическое ощущение природы, проклятие городу, в некоторых стихотворениях социальные мотивы.
Елена Гуро умерла на своей финляндской даче от лейкемии, похоронена там же; могила ее не сохранилась. Ее памяти футуристы посвятили сборник "Трое", среди молодых петроградских поэтов в 1910-е поддерживался культ Гуро, существовало посвященное ей издательство "Дом на Песочной" (продолжавшее "Журавль").
Интерес к Гуро пробудился в 1970-е годы; в 1988 в Стокгольме издан ее сборник "Selected prose and poetry", в 1995 году там же - неизданные произведения из архивов, а в 1996 в Беркли, Калифорния - "Сочинения". В России изданы два сборника избранного с одинаковым названием "Небесные верблюжата": в Ростове-на-Дону в 1993 и в Петербурге в издательстве "Лимбус Пресс" в 2002, кроме того, в Петербурге вышли сборники "Из записных книжек" (1997) и "Жил на свете рыцарь бедный" (1999). Творчеству Гуро посвящено большое количество исследований в России и за рубежом. |