Некоммерческое электронное интернет-издательство Финский залив (Sinus Finnicus - Gulf Of Finland - Suomenlahti)
SF. Воспоминание
Retro.Music.Club  //  Ленинградские страницы

Жан Татлян
Воспоминание
Элегия / 13.03.12


Музыка - А. Бабаджанян, слова - Р. Рождественский

Жан Татлян

Если вам 20 или 30, вы, вероятно, о нем ничего не знаете, но если вам было 20 или 30 в 60-е годы, вы, конечно, его вспомните сразу. Запоминающаяся внешность, неприкосновенный голос, сценическая непринужденность, лишенная малейшего намека на развязность — было от чего потерять голову его многочисленным поклонникам.

Жан Татлян родился в Греции, в армянской семье, которая переехала в Советскую Армению, когда ему было 5 лет. Его музыкальные способности проявились очень рано. В 18 лет он становится солистом Государственного эстрадного оркестра Армении. Вскоре он переезжает в Ленинград и выступает с сольными концертами по всей стране, исполняя песни собственного сочинения, которые быстро становятся популярными не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В короткий срок распродается более 50-ти миллионов пластинок.

Находясь на пике славы, но будучи «не выездным», Жан в 1971 году эмигрирует во Францию.

Творческая судьба складывается довольно удачно. Он представляет Францию на 200-летии США в Вашингтоне, заключает пятилетний контракт с «Империал-Палас», одним из лучших казино Лас-Вегаса, по условиям которого должен петь 180 дней в году.

Гастролирует по всему миру…

После его отъезда в Советском Союзе было приказано о нем забыть. Все записи были уничтожены: размагничены и стерты.

К счастью, и в наши дни он дарит нам возможность встречи с его старыми и новыми песнями.

http://www.tatlian.ru/biography
http://www.youtube.com/watch?v=TatsWanOM8E

«Хаес цнвел — хай кмернес»
(Жан Татлян о себе)


Мне становится теплее, когда я могу рассказывать о своих родителях. Корни свои нельзя забывать, хотя в моих воспоминаниях много и горечи. Когда мы приехали в Ереван, мне было всего 5 лет. Я помню, как отец продавал свой бизнес и дом в Греции перед репатриацией.

Отец исколесил весь земной шар. В начале 20-х годов у него была обувная фабрика, и он был патриотом до такой степени, что ставил слово «Армения» как логотип своей обуви. И когда пришли большевики, а с ними хаос и революция, он все бросил, взял дипломат, драгоценности — и на пароход. 40 суток плыл до Марселя. Отец видел многие страны, был очень общительным, говорил на разных языках. У отца было трое детей, я самый младший. Когда я родился, отцу было 56 лет. И он меня воспитывал так: «Сын мой, хаес цнвел — хай кмернес» («армянином ты родился — армянином и умрешь»). Историю свою, культуру, язык — все нужно знать, но никогда не опускаться до примитивного шовинизма.

Моя мать, царствие ей небесное, была восьмилетней девчонкой, когда турки резали армян. Она мне рассказывала, как толпа бежала к Средиземному морю, а турки на лошадях все гнали их, гнали и саблями рубили головы. И в этой толпе бежала моя мать. Тех, кто выжил и дошел до моря, спасли греки, которые их встречали на своих кораблях и лодках. Родня отца тоже родом из Турции, из города Афьон Карасар, и тоже бежала в Грецию, в Салоники. Отец приехал туда и искал в этом хаосе своих. Он отыскал мать, сестру, а вскоре познакомился с моей мамой.

А в 1947 году все мы репатриировались, стали ахпарами, как тогда говорили. Во-первых, подействовала сталинская пропаганда. Он послал во все армянские диаспоры мира своих эмиссаров, которые призывали людей ехать в Армению. Ему это нужно было, чтобы всему миру показать, как мощен Советский Союз, какое счастливое будущее ждет всех при социализме. Но когда мы приехали, оказались чужими среди местных. Быт, нравы, вкусы, даже язык — абсолютно все отличалось. Приезжали-то очень разные люди: и бедные, и те, кого преследовали в странах, откуда они репатриировались, как джазмена Артура Сафаряна, который в Иране сидел в тюрьме как коммунист, в начале 60-х освободился и приехал на родину. Но в основном-то репатрианты приезжали богатые, преуспевающие, продавшие недвижимость и бизнес за копейки — потому что уезжающих было очень много. А в Ереване им полагалось по талонам 500 граммов хлеба на человека. А потом многие попали вместо Армении в Сибирь — после того, как стали рассказывать, как живут люди за границей. Ребят призывного возраста не брали в армию — они могли разложить Советскую Армию такими рассказами. Мост Победы в Ереване — если бы он мог говорить, он бы рассказал, сколько приезжих армян бросались с него, покончив с собой. Это была страшная жизнь.

Я, как говорят англичане, self made man, человек, который сам себя сделал. Музыка у меня буквально из ушей лилась. Но детство у меня было бедное и кочевое — когда мы репатриировались, отцу было за 60, мать болела, у нее началась депрессия, и врач велел ей сменить климат и уехать к морю. В 1956 году мы переехали в Сухуми. Такая жизнь дала мне хорошую жизненную школу. Сегодня я жизнелюб и оптимист — я ценю каждый миг, каждый день, когда солнце светит.
А тогда я учился в сухумской армянской школе (поэтому я сегодня неплохо говорю по-армянски и тексты пишу на родном языке) и участвовал в самодеятельности. Знаете, некоторых детей линейкой по пальцам бьют, чтобы заставить заниматься музыкой, а я мечтал об этом. Но дома не было для этого возможности, и я, подработав в школьные каникулы, купил за 10 рублей гитару и пошел в Сухумскую филармонию. Я ведь даже музыкальной школы не окончил, когда меня, самоучку, приняли в филармонию. Работал гитаристом в квартете, а по совместительству исполнял несколько песен как певец. Каждое мое выступление вызывало бурю оваций у публики. Успех был больше, чем у официального солиста с консерваторским образованием. Я даже помню армянина из Баку по фамилии Антонян, который показал мне первый аккорд на гитаре — он работал там.
Потом поехал в Киев учиться в эстрадную студию, которую только открыли. Вот туда на гастроли и приехал Государственный джаз-оркестр Армении. Закончил Киевское эстрадное училище, в восемнадцать стал солистом Государственного джаза Армении — мой друг певец Жак Дувалян меня рекомендовал руководителю оркестра Константину Орбеляну. Я пришел с гитарой на прослушивание, спел несколько песен, и меня позвали на гастроли по Украине. Мне было 19 лет, а я уже заканчивал второе отделение концерта песнями Бабаджаняна и Орбеляна. Я был начинающим певцом, и для меня честью было петь песни Бабаджаняна. Но Арно сам выбирал исполнителя. Я спел все его песни, первый исполнил «Лучший город земли», а через год Муслим Магомаев перепел эту песню. Жена Арно Тереза предпочитала голос и пение Магомаева, а Арно — мое.

Я выступал при Ленконцерте до конца 70-х годов, все мои главные хиты написаны в это время: «Осенний свет», «Воздушные замки», «Бумажный голубь», «Осенние следы», «Ты поверь»… Когда я сдавал программы худсовету, многие готовы были голосовать против. Спрашивали меня: почему-де ты не хочешь петь песни советских композиторов? Я отвечал, что сам пишу песни, приводил в пример французских шансонье. А мне: мы не во Франции, мы в Советском Союзе. Потом сделали одолжение: позволили петь в одном отделении свои песни, во втором — песни советские. Я, упрямый армянин, все сопротивлялся… У меня был принцип: почему я не могу петь собственные песни, если народу они нравятся?

Тогда все большие города — Киев, Москва, Ленинград были вообще закрыты, получить там прописку было невозможно. Я бывал на гастролях со своим оркестром в Москве, но когда приехал в Ленинград, влюбился в этот город.

Я был невыездной певец — никогда не пел так называемых «идеологических песен», не любил подстраиваться, всегда был искренен со своими слушателями. И меня прятали и никуда не выпускали. Да, я был очень популярен в 60 —70-е годы, и в то же время меня душили со всех сторон. Все мои песни о любви. Иные же мои коллеги только благодаря партийной теме и пробились на музыкальный Олимп. Когда у меня на Западе спрашивали, что такое Советский Союз, я приводил в пример следующий образ. Представьте себе толпу людей из 200 миллионов голов. Все они одного роста, стоят ровно, похожи на океан во время штиля. А посередине толпы установлен стержень-лезвие, который медленно вращается. Только чья-либо голова (а это талант, индивидуальность, личность) вылезет из толпы — лезвие тут же отсекает ее. А мне в ответ: «Вы же там стали популярным». Да, но мне надоело ловчить, чтобы, заметив лезвие, пригнуться. Я захотел быть свободным от толпы и дышать не по указке сверху.
В 1968 году, меня наказали, как формулировали газеты, «за недостойное советского артиста поведение». На год были отменены гастроли по СССР. Все произошло из-за того, что я не поладил с директрисой Орловской филармонии — легендарной бандершей советской эстрады. Она потребовала от меня дать дополнительный концерт 30 декабря, но в этом случае 16 музыкантов моего оркестра не успевали вернуться домой в Ленинград на Новый год. Она не подала нам автобус к гостинице, послала вдогонку письма в инстанции. Там говорилось, что я веду себя развязно — хожу по сцене с микрофоном в руках и — о Боже! — разговариваю с публикой. Эту волну подхватили газеты: «Зарвавшаяся звезда!».

Наверное, у меня в генах сидело ощущение свободы. Ведь в СССР из Греции меня привезли в пятилетнем возрасте. С колыбели я был свободным человеком. И этого чувства свободы мне не хватало в Союзе. Когда я уехал из страны, появился приказ сверху, чтобы в фонотеках размагнитили все мои записи. А мое имя запретили упоминать, словно и не жил, и не пел. Но я рад, что, несмотря на запреты и цензурные клещи, меня помнят слушатели.

Мой сольный концерт тогда стоил 39 рублей, авторских гонораров за месяц набегало больше тысячи рублей. По тем временам — просто сумасшедшие деньги. Я был в первой десятке самых высокооплачиваемых авторов. У меня было все, о чем другие даже и не мечтали: лучшие машины, даже личный большой катер. Но все эти материальные ценности не имеют значения, когда нет главного — свободы.

Я никогда не любил тусовки, всегда был один в поле воин, шел своей дорогой. Это не нравилось: чужак, гордый. Ярлык можно любой навесить. Был белой вороной, в общем. Я и сейчас такой же одиночка, не участвую в так называемом шоу-бизнесе. Не пою под фонограмму, просто не умею, бездарный я человек!

В СССР оставалась мама, но она была мудрой женщиной. Узнав о моем решении, сказала: «Уезжай, если ты считаешь, что тебе за границей будет лучше». Я даже на похороны ее не смог приехать, потому что тогда пришлось бы покупать билет в один конец.

Когда приехал в Россию после перерыва, одна женщина сказала: «Я вас так любила, а узнав, что уехали, осуждала. И только много лет спустя поняла, что вы поступили правильно». Теперь есть люди, которые осуждают, что вернулся. Я в шутку говорю, что им понадобится еще 19 лет, чтобы понять.
Я уехал в Париж. После больших сцен, после оркестра я взял гитару и поменял свой репертуар. Я стал работать в русских варьете в Париже. Таким образом зарабатывал на свой кусок бифштекса. Я начал все сначала. Одновременно с работой в кабаре «Распутин» я работал в кабаре «Московская звезда», а это большая привилегия для артиста. Я стал зарабатывать больше, чем средний француз. Потом началась концертная деятельность, поездки по разным странам. Кроме этого, я занимался бизнесом, у меня был ресторан «Две гитары» в центре Парижа, возле Триумфальной Арки. Было трудно. Я не гнушался никакой работы. Конечно, о своих песнях и о советских шлягерах там пришлось забыть. Мой репертуар состоял в основном из народных — русских, украинских, греческих, армянских и цыганских песен. Это хорошая школа и блестящая практика для голоса. Никаких комплексов по этому поводу у меня не было, хотя в СССР с усмешкой говорили, что я стал «кабацкой звездой». Но, между прочим, в таких же кабаре и ночных клубах, а по-нашему — «в кабаках» пели и Фрэнк Синатра, и Элла Фицджеральд, и Луи Армстронг.

Потом, в начале семидесятых, я открыл ресторан в центре Нью-Йорка и назвал его «Санкт-Петербург», в честь моего любимого города. Но тогда он еще был Ленинград.

Я заключил пятилетний контракт с одним из лучших казино Лас-Вегаса «Империал Палас», согласно которому должен был петь 180 дней в году. Там я познакомился с легендарными звездами: Синатрой, Томом Джонсом, Шер. Потрясающие мастера! На сцене они короли, а в обычной жизни — простые и приятные люди. Мы даже подружились. По выходным дням ходили друг к другу в гости. Но, несмотря на радужные перспективы, я отказался от контракта. Дело в том, что в Лас-Вегасе губительный для певцов климат. Пустыня, сухость, жара… В помещении себя чувствовал нормально, но стоило выйти из отеля, как начинал задыхаться. Угроза потерять голос, появившиеся проблемы со здоровьем были страшнее, чем потеря денег, которые я зарабатывал в США.

Я пою на шести языках, и не просто зазубрив текст — я свободно владею этими языками. Я люблю языки. Говорю на шести языках: армянском, греческом, русском, французском, английском, турецком. Когда приехал во Францию, ничего, кроме «шерше ля фам» сказать не мог. А спустя какое-то время уже свободно изъяснялся с друзьями на французском языке.
Есть разные языки, но песни от сердца и для сердца слушатели любых стран поймут всегда. Я начал работать с французскими, английскими, американскими поэтами. Написал, например, балладу «Сколько дорог» на французском языке, которую считаю лучшей в своем репертуаре. У меня выпущено несколько дисков на французском и английском языках. Музыку пишу сам, а слова — с партнерами. Не потому, что плохо знаю языки — ими я хорошо владею. Чтобы сочинить песню, надо создать образ, что я и делаю. А соавторы «шлифуют» мои тексты. Я могу вернуться на российскую сцену так же, как на американскую, французскую или канадскую.

У меня двойное гражданство — России и Франции. Сейчас живу вместе с семьей в Санкт-Петербурге. В городе фонарей и туманов. Я вообще обожаю северные страны. Люблю туман, пасмурную погоду, дождь. Я, скорее всего, гражданин мира. Родился в Греции, в армянской семье. В пятилетнем возрасте приехал в советскую Армению, потом жил в Ленинграде, Киеве, эмигрировав, 30 лет прожил во Франции. Так кто же я? Вам виднее. Именно в контексте обвинения мне в лицо были брошены слова: «Да вы космополит, Жан Арутюнович!» Кстати, это слово в годы моей молодости было почти синонимом понятия «враг народа». К счастью, нынче ситуация изменилась. Все идет к тому, чтобы преодолеть отчуждение между странами и нациями, чтобы люди могли стать более открытыми.

О себе же всегда говорил, что не пою, не выступаю, а — работаю. Так что работа такая. И до сих пор «каким ты был, таким остался»… Я всю жизнь искал справедливости и любви. Ищу и до сих пор. Правда, энтузиазма поубавилось. Но я по-прежнему верю. И жду…
Жан Татлян

Жан Татлян
(судьба и песни)

http://marie-olshansky.ru/muz/tatljan.shtml
Другие материалы рубрики
Ленинградские страницы
Набор открыток Пансионат "ДЮНЫ"
2002 - Тише!
Фильм 2002 года. Снимался из окна одного дома. Заплату на асфальте можно наблюдать и сейчас...
Ох, какая же тоска! Взвоешь волчьим голосом...
Когда-то этот великолепный шлягер звучал в исполнении Аркадия Северного и бр. Жемчужных...
Die Bruecke Dresden - Sankt Petersburg
A short film designed for the anniversary bridge Dresden - Sankt Petersburg held in Mikhailovsky theatre in Saint-Petersburg. The story of 2 sister-cities: cultural connections, people relations, writers, musicians, politicians, architectural monuments and theaters.
Sankt Petersburg
Bei einer Rundreise durch Sankt Petersburg, ehemals Leningrad, werden verschiedene Sehenswürdigkeiten wie die Auferstehungskirche, das Denkmal des Widerstandes deutscher Belagerung und das Schloss Peterhof besucht.
Ленинград, 1968 год
Любительская киносъемка Ленинграда в декабре 1968 г.
Ленинград мой, милый брат мой!..
Фильм "Старшая сестра"
Георгий Натансон, 1966
Республика ШКИД
Фильм-расследование о подлинной судьбе героев любимой детской книги и фильма "Республика ШКИД". Как сложилась судьба ребят, которых книга сделал знаменитыми на всю страну? Почему, прочитав книгу (а она и в 30-е годы имела бешеную популярность), они не нашли ее авторов, не пришли к своему учителю, не проявили прежнюю дружбу?
Мальчишки у стен Ленинграда
Исаак Шварц, стихи В.Коростылева (из кинофильма "Зеленые цепочки")




Sinus Finnicus News
Издательство
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
ABBA
Annikki Tahti
Boney M
Topi Sorsakoski & Agents
Аркадий Северный
Василий Соловьев-Седой, Виталий Копылов, Владимир Матусов
Владимир Трошин
Леонид Утесов
Людмила Гурченко, Сергей Мартинсон
Сергей Захаров
Финские польки
Ленинградские страницы
David Garrett
А.Хочинский, В.Федоров
Актеры: Алексей Баталов, Лариса Луппиан
Александр Вертинский
Александр Городницкий
Александр Розенбаум
Александр Хочинский
Алиса Фрейндлих
Анатолий Королев
Андрей Миронов
Анжелика Варум
Анна Герман
Билли Джоел
Большой детский хор
Борис Гребенщиков
Борис Штоколов
Бруно Фрейндлих
В.КОПЫЛОВ и В.МАТУСОВ
В.Копылов и В.Матусов
В.МАТУСОВ и В.КОПЫЛОВ
Вадим Козин
Валерий Агафонов
Вера Вельяминова
Вероника Круглова
Виктор Кривонос
Виктор Резников
Виктор Цой
Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Сергей Курехин...
Виктор Чистяков
Виталий Копылов, Владимир Матусов
Владимир Высоцкий
Владимир Кукушкин
ВЛАДИМИР МАТУСОВ
Владимир Трошин
Вокальное трио "Меридиан"
Вокальный ансамбль под упр. В.Акульшина
Георг Отс
Гликерия Богданова-Чеснокова
Детский хор ЛДП
Документальный фильм, 1978
Евгений Клячкин
Жан Татлян
Жанна Агузарова
Зиновий Гердт
Зоя Виноградова, Виталий Копылов
Зоя Рождественская
Игорь Корнелюк
Игорь Скляр
Иосиф Бродский
Ирина Понаровская
Ирина Селезнева, Максим Леонидов
Кирилл Лавров, Ирина Балай
Композитор Алексей Рыбников
Композитор Андрей Петров
Композитор Борис Тищенко
Композитор Вениамин Баснер
Композитор Евгений Крылатов
Композитор Исаак Шварц
Композитор Сергей Слонимский
Лариса Долина
Лариса Мондрус
Ленинградская кинохроника
Леонид Кострица
Леонид Утесов
Лидия Клемент
Лили Иванова
Лицедеи
Людмила Гурченко и Борис Моисеев
Людмила Сенчина
Майя Кристалинская
Максим Леонидов
Мария Пахоменко
Марк Бернес
Марк Бернес
Михаил Боярский
Михаил Девяткин
Младшие братья
Молодежный эстрадный ансамбль
Муслим Магомаев
Наталья Данилова, Елена Драпеко.
Нина Бродская
Нина Бродская (за кадром)
Нина Ургант
Новелла Матвеева
Олег Митяев
Олег Погудин
Оркестр народных инструментов ЛГУ/СПбГУ
Павел Кравецкий
Павел Панферов
Песня Булатa Окуджавы
Поющие гитары
Радмила Караклаич
Режиссер: Олег Шиловский Год выхода: 2012
Секрет
Сергей Захаров
Сергей Курехин
Сергей Никитин
Сергей Юрский
Станислав Пожлаков
Станислав Пожлаков, Елена Дриацкая
Станислав Пожлаков, Н. Молтянская
Сюжет о "стилягах"
Тамара Гвердцители
Татьяна Буланова
Татьяна Шмыга
Хор 26-й Ленинградской музыкальной школы
Хор Ленинградского дворца пионеров
Хор мальчиков СПб
Эдита Пьеха
Эдуард Хиль
Эдуард Хиль
Эдуард Хиль
Эдуард Хиль
Юрий Каморный
Юрий Хочинский (голос)
Юрий Шевчук
Блокада Ленинграда
Валентина Толкунова
Герман Орлов
Детский хор Ленинградского радио
Дмитрий Шостакович
Композитор Исаак Шварц
История
Video
Leon Theremin
Humour
Владимир Матусов
Юрий Стоянов, Илья Олейников
FishMania
Ефим Александров
Происшествия
Владимир Высоцкий
Зимняя война
Александр Городницкий
ВОВ
А. Александрович, В. Копылов, В. Матусов
Алла Иошпе, Стахан Рахимов
Булат Окуджава
Валентина Толкунова
Василий Соловьев-Седой
Владимир Высоцкий
Владимир Матусов
Владимир Нечаев
Владимир Трошин
Вячеслав Тихонов
Георг Отс
Герман Орлов
Леонид Утесов
Людмила Сенчина
Марк Бернес
Николай Караченцов
Сергей Захаров
Станислав Пожлаков
Тамара Миансарова
Юрий Гуляев
Эстония
Анне Вески
Вокальный ансамбль `Лайне`
Георг Отс
Петербургские встречи
Directed by: Vladimir Petkevich, 1988
Андрей Макаревич
Анна Павлова
Игорь Скляр
Science
Сергей Филиппов
Культурные связи
Barcelona Gipsy Klezmer Orchestra
Billy Idol
David Garrett
Dean Reed
Eila Pellinen
Elizete Cardoso-Brasilian vocalist
GILLES DREU Жиль Дре,1968
Helene Fischer
Ichigo Tanuki-Клубничный Енот
Jörgen Ingmann
Jean Sibelius
Kari Tapani
Leningrad Cowboys
Marc Almond
Marion Rung
Mary Hopkin
Mercedes Sosa Мерседес Соса
Mireille Mathieu
Neil Diamond
Pin-Occhio
Pomplamoose
Regina Spektor
Roger Whittaker
Royal Knights
Tamara Lund
The Brothers Four
The Platters
The Sounds
Tommy James & The Shondells
Topi Sorsakoski
Topi Sorsakoski & Agents
Vicky
Vicky Leandros
Yoon Do Hyun Band
Виктор Клименко
Гелена Великанова
Георг Отс
Дза Пинац
Димаш Кудайберген
Дина Дурбин
квартет "Бонни Дзякс", Япония
Композитор Чэнь Циган
Корейские исполнительницы
Муслим Магомаев
Сестры Берри
Тамара Миансарова
Юл Бриннер и Алеша Димитриевич
Юха Суоминен
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
St. Petersburg
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
AN-Piter Photo, SPb
City Map, SPb
Maria Gusev, USA
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©   2008-2021 sinusfinnicus.ru ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ