Фрейндлих Бруно: последний представитель императорского театра.
«Когда-то в Ленинграде был знаменитый артист Бруно Фрейндлих, и у него была, по-моему, невзрачная дочь. А сейчас мы Бруно Фрейндлиха воспринимаем как папу великой Алисы Фрейндлих. Все в нашем мире меняется»
Марк Захаров
Бруно Фрейндлих – известный папа великой актрисы, так его рекомендуют многие статьи. Впрочем, он не обижался, а гордился этим. «За свою долгую жизнь сыграл я на сцене множество разных отцов семейств, но уж поверьте мне, роль отца в жизни не сравнится ни с одной самой гениальной ролью… Когда впервые увидел я ее на сцене, я понял, что, кажется, не зря ее нянчил».
Кем же был этот актер сам по себе? Бруно Артурович Фрейндлих родился 10 октября 1909 года в Петербурге. История рода Фрейндлих в России началась несколько веков назад: Петр I пригласил из Германии стеклодува по фамилии Фрейндлих, и тот довольно успешно занялся в России своим ремеслом. Когда началась Вторая мировая война, принадлежность к немцам сослужила для семьи Фрейндлих недобрую службу – всех родственников отправили из осажденного Ленинграда в лагеря, Бруно Фрейндлих спасся лишь потому, что эвакуировался вместе театром.
Бруно Фрейндлих - достойный наследник знаменитой некогда династии: народный артист СССР (1974), лауреат Государственной премии СССР (1951 - за роль Маркони в фильме «Александр Попов»), лауреат премии «Золотой софит» 1998 года.
В 1931-34 годах он учился в Ленинградском театральном техникуме, в 1936-38 годах – в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств. В 1931-1941 годах Бруно Артурович уже служит в Ленинградском государственном театре имени обкома ВЛКСМ, а позже в Ташкентском театре Красной Армии и Драматическом театре г. Боровичи. В 1941-1945 годах он уже актер Ленинградского ТЮЗа, в 1945-1947 – киностудии «Ленфильм» (сыграл заметные роли в фильмах «Разные судьбы», «Двенадцатая ночь», «Гамлет», «Меня это не касается», «Бег»), в 1946-1948 годах – БДТ им. М. Горького. С 1948 года Бруно Артурович служил в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина (бывшая Александринка). В репертуаре этого театра до последних дней Бруно Фрейндлиха, когда по болезни он уже не мог играть, специально для него оставляли спектакль «Элегия», в котором актер больше всего любил роль Ивана СергеевичаТургенева.
В знаменитых спектаклях Григория Козинцева Бруно Фрейндлих сыграл Хлестакова и Гамлета. «Какой я Хлестаков?», - думал вначале актер. А после репетиций все оказалось иначе: «Вы представить себе не можете, с какой неожиданной легкостью далась мне эта роль. Я в ней порхал, как бабочка, и был совершенно счастлив. А вот в "Гамлете", наоборот, все тяжело… Мы с ним (с Г. М. Козинцевым) спорили, но режиссер оказался "главнее"».
Бруно Артуровича называли «патриархом Александринского театра». Галина Мшанская, телеведущая: «У Бруно Артуровича была уникальная стать. Трудно говорить, когда уходят из жизни такие люди, неважно, какого возраста. Это всегда огромная потеря. Главная история – то, что он родил Алису. Великий актер. Неповторимый голос. Фигура. Сейчас мы видим на экранах в основном – в бандитских сериалах – людей со стертыми лицами. А у Бруно Артуровича была уникальная стать. Последний представитель императорского Александринского театра».
Последнего представителя императорского театра не стало в 2002 году. Бруно Фрейндлих скончался 9 июля.
О том, каким Бруно Артурович был на сцене и в жизни, рассказывает в своих воспоминаниях актриса Валентина Викторовна Панина, которая долгое время играла с ним вместе в спектакле «Элегия». Образ замечательного актера помогают воссоздать его письма: у Бруно Артуровича была уже многими утраченная привычка – свои мысли обо всем на свете он любил излагать в письмах. Об этом Вы можете прочитать в «Петербургском театральном журнале» (2002, №29).
Статья подготовлена по материалам сайтов «Петербургского театрального журнала» и интернет-газеты «Томикс».
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=12542 |