ПЕВЕЦ ПРИРОДЫ И НАРОДА СУОМИ - ПЕККА ХАЛОНЕН
Pekka Halonen
3 (23) сентября 1865, Лапинлахти, провинция Куопио – 1 декабря 1933, Тусула, близ Хельсинки.
Помещая в Дневнике материалы о финских художниках «Золотого века», я заинтересовался – а что же было раньше в соседней Суоми? Поэтому этот пост начну с исторической справки.
Старейшими памятниками финской живописи являются росписи средневековых каменных и деревянных церквей. Видными церковными живописцами того времени были Хенрикус Пиктор и Микаэль Топелиус.
Одним из основных направлений в 18 веке становится портретная живопись, которая представлена, в частности, Исааком Ваклином (1720-1758). На рубеже ХVIII и ХIХ веков начинает приобретать популярность жанровая живопись, видным представителем которой стал Александер Лауреус (1783-1823).
Новый период в истории финской живописи в 19 веке начался с созданием в 1846 г. Общества художников Финляндии, которое стало проводить выставки и организовало начальное художественное обучение. В ходе деятельности Общества возникла первая в стране публичная коллекция произведений изобразительного искусства, положившая начало национальной художественной галерее "Атенеум".
К национальной тематике впервые обратился Роберт Вильгельм Экман (1803-1873), использовавший в своих работах сюжеты из "Калевалы". Первым крупным финским пейзажистом был Вернер Холмберг (1830-1860), ставший членом Петербургской Академии художеств.
К крупнейшим художникам-анималистам 19 века относятся Магнус (1805-1868) и Фердинанд фон Рихт (1822-1906).
Расцвет финской живописи (так называемый Золотой век) приходится на последние десятилетия ХIХ в. Наиболее яркими представителями этого периода были: Альберт Эдельфельт (1854-1905), также ставший членом Петербургской Академии художеств, Аксели Галлен-Каллела (1865-1931) - живописец, график и дизайнер, творчество которого стало национальной гордостью Финляндии, Ээро Ярнефельт (1863-1937) - крупнейший портретист и бытописатель, Хелен Шерфбек (1862-1946) – одна из интереснейших финских художниц и Пекка Халонен (1865-1933) - создатель монументальных композиций и мастер лирического пейзажа.
Вот о Халонене и пойдет сегодня речь.
Начало
Его отец Вильгельм Олли Халонен был фермером и ремесленником из Лапинлахти в заливе Куопио. Мать была учительницей музыки. Семья состояла из пяти сыновей и двух дочерей, Пекка был третьим ребенком.
Начал учебу Пекка в рисовальной школе Общества поощрения художников в Гельсингфорсе в 1886 и учился там до 1890 года. Его учителями были Карл (Carl Ahlstedt) и Ян Фредрик Альштедт (Jahn Fredrik Ahlstedt). Пекка учился вместе с Альбертом Гебхардом (Albert Gebhard), Эллен Теслефф (Ellen Thesleff ), Карло Вуори (Kaarlo Vuori), Анной Бремер, в замужестве фон Бонсдорфф (Anna Bremer) и Вайно Бломштедтом (Väinö Blomstedt).
Халонен учился в Школе по свободному расписанию, это позволяло юноше зарабатывать на жизнь декоративной живописью и иллюстрациями.
В 1888 году Пекка Халонен выставлялся в галерее «Атенеум» в числе лучших студентов Школы. Окончил Школу Халонен с отличием.
Париж
Осенью 1890 года Халонен переезжал в Париж, где поступает в Академию Жюлиана (1891-92).
С ноября 1890 до начала марта 1891 Пекка учится в Академии в мастерской, Жюля Лефевра и Бенжамена Констана. В студии Халонен подружился со шведским художником Карлом Вильхельмсоном.
Следующей весной, в мае, он вернулся в Финляндию, и написал картину «Косарь» (1891), которая приняла осенью участие в первой выставке финских художников в Хельсинки и заняла призовое место.
В это время Халонен познакомился и подружился с коллегами – Ээро Ярнефельтом, Аксели Галленом и Эмилем Викстромом. После выставки художник получает денежный приз за победу на выставке. Кроме того, одна из работ была продана на лотерее, проводимым Обществом художников.
В ноябре 1892 года Пекка продолжил учебу в Париже и вернулся в Финляндию снова весной следующего года.
Летом он навестил брата в заливе Лапландии в городке Mill Village. Там он и познакомился со своей будущей супругой – Майей Мяки (1 января 1873 - 1944).
Pekka Halonen Kevättalvea Myllykylässä 1898 г.
Осенью Пекка вместе с Майей вернулся в Хельсинки, где та изучала музыку.
В ноябре Халонен стал членом Ассоциации художников.
Зиму 1893 года художник провел в Хельсинки, тогда же был написан первый известный зимний пейзаж "Kaivopuisto" и иллюстрации к книге "Финляндия в 19 веке ".
В ноябре 1893 Халонен вместе с другом, Вайно Бломстедтом получил государственный грант на учебу и снова отправился в Париж через Стокгольм и Копенгаген.
Сначала они учились в Академии Коларосси, а затем в 1894 году продолжили занятия в студии Поля Гогена (1848–1903), где Пекка познакомился с символизмом, но решил все же работать в своем стиле - реалистическом .
Именно Гоген вдохновил его к открытию своего собственного стиля в изображении природы и призвал его искать свою манеру, темы и стиль в национальных корнях. У Гогена ученик «позаимствовал» лишь смелое использование цвета.
Халонен заинтересовался также искусством Японии и даже купил несколько японских гравюр на дереве.
В июле Пекка и Вайно вернулись на родину, перед этим побывав на Всемирной выставке в Антверпене и проездом в Любеке. Летом художник много рисовал в Лапландии и в Милл Виллидже. В сентябре художник выставил свои новые работы на выставке в Хельсинки.
В начале зимы Пекка посетил новую студию Эмиля Викстрома на горной вилле Сеексмяки (Sääksmäki).
Женитьба творчеству не помеха
2 января 1895 состоялась свадьба Халонена С Майей, молодожены поселились в новом доме в Кирявайнен в заливе Коморан. Здесь были написаны крупные зимние пейзажи, которые были представлены публике на весенней выставке Ассоциации искусств («Art Association Spring Show»).
Летом 1895 года художник отправляется в творческую командировку в Карелию, посетив огромное множество живописных мест.
Результатом стало большое количество работ, одна из которых - "Neiet nenissä niemien", приняла участие в государственном конкурсе и заняла первое место.
Среди других крупных произведений карельского «похода» стали "Весенний потоп", "Двойной портрет", "Вечернее настроение" и "Зимний день в Карелии".
Новый год молодая семья провела в Милл Виллидже, а 4 марта 1896 года в семье родился первенец - сын Георгий.
Весной Пекка получает заказ на роспись алтаря церкви Миккели , а уже в мае отправляется в Берлин, чтобы посмотреть Всемирную выставку. Вернулся домой Халонен только в декабре, побывав с Альбертом Гебхардом в Санкт-Петербурге, Варшаве, Вене и Италии.
В 1897 Халонен вновь отправляется в «итальянское путешествие», побывав во Флоренции, Сиене, Риме, Неаполе, Сорренто и Венеции. Во Флоренции он сделал эскизы церковных алтарей.
В Помпеях познакомился с древней живописью и мозаикой. Заинтересовавшись искусством эпохи Возрождения, он выделил среди всех мастеров Мазаччо.
Обратно в Финляндию Халонен добирался, побывав в Мюнхене, Париже и Бретани.
Июнь художник провел в Sääksmäen в Лахти, а осенью приехал в Хельсинки.
Результатом «свидания с семьей» стало рождение дочери Анны 28 февраля 1898 года.
Семья провели рождественские праздники и летние месяцы в арендованном домике в Сортавала на берегу озера Туусула.
В 1898 году картину Халонена "На пляже" (1897) финское Общество искусств приобрело для коллекции работ в галерею Атенеум, кроме того художник принял участие в выставке, проводимой в России.
Зимой Пекка любил отправляться в лыжные походы и работать на природе. Там были рождены "Зимний закат", "Снежные саженцы сосны" и др.
В мае 1899 был завершен алтарь "Распятие" в церкви Миккели.
Зиму художник вновь провел с семьей в Туусуле, где были написаны его известные работы "Пустыня", "Еда" и "Скрипач" (1900-01).
Начало ХХ века
В 1900 году на выставке в Хельсинки художник представил зимние пейзажи озера Туусула и алтарную роспись "Поклонение волхвов". Картина побывала на выставке прямо перед установлением в алтаре церкви.
В начале лета 1900 года Халонен уехал в Париж, чтобы участвовать в составе финского комитета по организации экспозиции и Павильона Финляндии для парижской Всемирной выставки. Кроме того, Департамент культуры организовал выставку избранных работ в галерее Атенеум.
На Всемирной выставке были представлены картины Халонена "Avannolla" и "Охотник на лыжах", вторая получила серебряную медаль.
В сентябре к очередной финской выставке художников была завершена монументальная картина "Пионеры в Карелии".
Параллельно Халонен начал строительство собственного дома для своей большой семьи и студии для себя на берегу озера Туусула, которое были завершено в 1902 году. Вилла Халонена в период строительства (1901-1902) и в последующие годы, а также пейзажи полуострова являются предметами многочисленных работ художника.
Дом Халонена
В 1901 году художник принимает участие в финской художественной выставке в Копенгагене, а в следующем году принимает участие в работе группы Sezession по организации выставок финского искусства в Вене и в Крефельде, Германия.
25 января 1902 года рождается второй сын Эркки.
В этом же году Халонен разрабатывает сценографию и костюмы для пьесы «Северная свадьба» в национальном театре.
Лето 1902 года семья провела в Карелии, а осенью Халонен отправился в Пори, где Аксели Галлен-Калела работал над фресками в часовне. Халонен тоже выполнил фрески ”Kivityömiehiä” и ”Ulvilan kirkko”, которые в 1903 году были разрушены (причины неизвестны).
Тем временем 3 апреля 1903 года родился следующий сын Халонена - Антти.
Весь в работе и семье
А художник был весь в работе.
Участвовал в проекте скандинавских художников «Иллюстрированный Новый Завет (1907), завершил большую картину "Блудный сын" (1904), получил еще одну государственную награду на конкурсе за серию пейзажей, принимал участие вместе с Альбертом Эдельфельтом, Магнусом Энкеллой и Ээро Ярнефельтом в совместных выставках в Берлине, Кельне и Дюссельдорфе.
В начале 1904 года Халонен совершил путешествие в Санкт-Петербург, Вену и во Флоренцию. Вернулся на родину Пекка в апреле через Париж. Принимал участие в осенней выставке художников. А 7 октября взял на руки новорожденную дочь Берри.
Все лето 1905 год семья провела в Лапландии, в результате чего Халонен позволил себе «крупногабаритную передышку».
З ноября 1906 года родилась дочь Элина.
В 1906 году "романтический" период закончился, семья провела лето на архипелаге Эстонских островов, где Халонен вел занятия художественной школы Ассоциации Töölön.
В 1908 году художник участвовал в работе финской художественной выставки в Париже.
На Осеннем салоне Халонена приняли в члены Общества французских художников.
Pekka Halonen Syksyinen raita 1907 г.
В 1910х Халонен принимал участие в насыщенной выставочной деятельности и создании детей.
В 1909 года состоялась первая персональная выставка графики Халонена.
17 сентября 1910 родился седьмой ребенок, дочь Сакари.
В 1913 году Халонен участвовал в Балтийской художественной выставке в Мальме.
В 1916 – в финской художественной выставке в Стокгольме.
27 января 1918 года родилась дочь Кайя.
Последние годы
В 1913 Халонен выполнил эскизы нереализованной алтарной картины "Въезд Спасителя в Иерусалим" (церковь Св. Иоанна, Хельсинки) и "Крещение Христа" (церковь Лумаен). Зато был завершен алтарь собора в Выборге.
Во время мировой войны жизнь семьи была нестабильной, домашние даже страдали от нехватки продовольствия.
В 1919-1922 годах художник писал в основном пейзажи.
В 1925 художник завершил последнюю крупную работу – монументальное полотно «Flottning» по поручению Государственного совета Лиги Наций в Женеве для Международного бюро труда. Халонен ездил в Женеву и на церемонию открытия в Париж.
В этом же году, к своему 60-летию, Халонен получил звание профессора.
В 1927 Халонен был награжден французским орденом Почетного легиона.
В 1928 художник завершил последнюю зимнюю серию пейзажей.
1 декабря 1933 Пекка Халонен умер в своем доме на мысе Туусула.
Послесловие
Воплощая мужественную поэзию крестьянского труда и яркой северной природы, художник применял ясные композиционные решения, лаконичные образные характеристики, насыщенный колорит с преобладанием локальных цветовых пятен.
В начале 1900-х он проводил эксперименты с цветом и стилем в духе картин импрессионистов, но к 1920 году вернулся к своему начальному мягкому стилю.
Искусствоведы считают, что Халонену одинаково удаются и пейзажи, особенно финской лесной снежной зимы, и сцены из народной жизни, а также церковная и стенная живопись. Наиболее выдающиеся его картины: "Девушки в лесу" (с сюжетом из "Калевалы"), "Против врага" и "Заходящее солнце".
Халонен принимал активное участие в формировании финской культуры и популяризации ее за границей, о чем говорит участие художника в многочисленных выставках в Европе.
Финн Пекка Халонен был одним из первых талантов, взошедших на живописный Олимп Финляндии с самых низов. Он не замыкался полностью на своей карьере, его интересы были разнообразны.
Кроме искусства еще две вещи самозабвенно любил художник – свою семью и природу.
Как отец восьмерых детей, он ежеминутно чувствовал поддержку своей семьи, а это означало, что он может полностью посвятить себя искусству.
Халонен был консерватором, а, следовательно, радикалом для своего времени. Он ратовал за сохранение лесов, за то, чтобы индустриализация не нарушала равновесия в природе.
Он был заядлым садоводом, вся семья помогала ему в этом. У детей даже были персональные грядки, за которые они были ответственны. Яркие цветы своего сада, богатый урожай с грядок иногда появлялись на картинах художника.
В 2008 году галерея Атенеум отмечала 120 летие со дня, когда галерея «впервые открыла свои двери для широкой публики». Юбилейная выставка представляла «одного из главных художников финского Золотого века» (как было написано в каталоге) - Пекка Халонена.
На выставке было представлено почти 300 работ из разнообразной и богатой событиями карьеры художника, которая охватывала более 40 лет.
Куратор выставки Анна-Мария фон Бонсдорф (видимо дочь или внучка однокурсницы Халонена - Анны Бремер) нашла более десятка картин, которые никогда раньше не выставлялись на всеобщее обозрение.
К открытию выставки была опубликована книга о жизни и искусстве Пекка Халонена, где на более чем 400 страницах собраны статьи финских и французских искусствоведов.
Она также включает уникальный иллюстрированный каталог его работ, включающий 556 произведений.
Материалы собраны и переведены из Википедии, словарей, с сайтов Дома-музея художника в Туусуле, галереи Атенеум в Хельсинки и Paneuro.ru .
http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post113793122/ |