В деревне Подборовье, расположенной в Бокситогорском районе Ленинградской обсласти в настоящее время проживает менее тысячи человек. Но именно здесь ноябре 1941 года началось строительство военно-автомобильной дороги № 102, ставшей частью легендарной Дороги жизни.
На привокзальной площади железнодорожной станции Подборовье установлен памятник, о котором не рассказывается в книгах о блокаде. Это знаменитая "полуторка" - автомашина ЗИС-5, она стала памятником, увековечившим подвиг водителей Дороги жизни". Здесь начиналась легендарная дорога в ноябре-декабре 1941 года, когда враг захватил Тихвин и базы снабжения Ленинграда были перенесены на станции Заборье и Подборовье.
8 сентября 1941 года фашистские войска захватили Тихвин, тем самым перекрыв железнодорожную ветку Волхов – Тихвин, имевшую важное стратегическое значение для обороны Ленинграда. Сложившееся положение потребовало постройки новой дороги в обход занятого врагом Тихвина. 24 ноября 1941 года было принято решение построить военную автомобильную дорогу от станции Заборье до Ладожского озера в обход Тихвина, от Подборовья - на Шугозеро и далее в Кобону. Новая дорога получила название «военно-автомобильная дорога № 102» (сокращенно ВАД-102) и проходила по труднопроходимым маршрутам нескольких районов нашей области. Местные жители прокладывали трассу плечом к плечу с советскими воинами. На строительство дороги вышло все трудоспособное население – в том числе и женщины, старики, подростки. Земля начинала покрываться ледяной коркой, выпал первый снег, но люди продолжали упорно вгрызаться в мерзлый грунт и дремучие леса. Срубали вековые деревья, выкорчевывали пни, убирали с пути валуны и кочкарник. Через две недели после начала работ, 6 декабря 1941 года, по дороге прошла первая автоколонна с продовольствием и боеприпасами для осажденного города. Более 300 километров составила протяженность ВАД-102, ставшей частью Дороги жизни. По этому пути к Ленинграду двигались грузовики с продовольствием, боеприпасами, топливом и медикаментами. А навстречу колоннам шли машины с изможденными голодом и холодом людьми.
По этой трассе в сутки доставляли до 500 тонн грузов. Дорога жизни, о которой немного известно, не позволила Ленинграду погибнуть в самые страшные блокадные дни 1941-го года. Трасса действовала до освобождения Тихвина, и она является памятником великого подвига людей.
Памятник ЗИСу-5 – автомобилям, на которых везли драгоценные грузы, можно теперь увидеть на станции Подборовье, рядом с памятником погибшим воинам–односельчанам. Этот памятник легендарной машине–спасителю был сооружен по инициативе жителей Подборовья и открыт в 1968 году.
Расположение
п. Подборовье
Подборовское сельское поселение
Описание
Памятник "Дороге Жизни". На бетонном постаменте установлен трехтонный грузовик "ЗИС-5". Перед машиной находится доска со схемой участка "Дороги Жизни" и надписью "Здесь начиналась "Дорога Жизни" ноябрь-декабрь 1941". У левого переднего колеса автомобиля на постаменте краской нарисована гвардейская лента. Памятник сооружен по инициативе жителей Подборовья, открыт в 1968 году. Входит в "Зеленый пояс Cлавы Ленинграда". Ранее территория была огорожена, от ограждения сохранились ворота. От ворот к памятнику ведет бетонная дорожка. На той же территории, в 40 м восточнее, находится памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 (номер по Книге Памяти 01043). |