Некоммерческое электронное интернет-издательство Финский залив (Sinus Finnicus - Gulf Of Finland - Suomenlahti)
SF. Осенний марафон
Retro.Music.Club  //  Ленинградские страницы

Композитор Андрей Петров
Осенний марафон
Элегия / 07.12.11





Фильм Георгия Данелия по сценарию, написанному Александром Володиным на основе своей одноименной пьесы. Вышел на экраны в 1979 году.


Съемочная группа:

Режиссер: Георгий Данелия
Сценарий: Александр Володин
Оператор: Сергей Вронский
Художники: Леван Шенгелия, Элеонора Немечек
Композитор: Андрей Петров
Дирижер: Сергей Скрипка


В ролях:

Олег Басилашвили — Андрей Павлович Бузыкин
Марина Неелова — Алла, любовница Бузыкина, машинистка
Наталья Гундарева — Нина Евлампиевна Бузыкина, жена Бузыкина
Евгений Леонов — Василий Игнатьич Харитонов, сосед Бузыкина
Норберт Кухинке — Билл Хансен, профессор из Дании
Николай Крючков — дядя Коля, сосед Аллы по коммунальной квартире
Галина Волчек — Варвара Никитична, «Дюймовочка», однокурсница Бузыкина
Ольга Богданова — Лена, дочь Бузыкиных
Дмитрий Матвеев — Виктор, зять Бузыкиных
Владимир Грамматиков — Женя Пташук, друг Аллы
Вадим Медведев — Шершавников
Никита Подгорный — Георгий Николаевич Веригин, директор издательства
Борислав Брондуков — защитник при ДТП
Георгий Данелия — офицер в кинофильме, который смотрят Бузыкины, их дочь и зять в сцене проводов на полярную станцию


История каждого пятого…

-Как?
-Хорошо!
-Что?
-А вот это…

Боже, неужели ты снова забираешь у меня силы писать беспристрастно? Неужели опять я выскажу всеобщее мнение? Неужели вновь использую для отзыва добрый десяток цитат из сего фильма?

Да. Пожалуй, так. Ну, а что делать, если ноне выбранный шедевр есть всеми любимый «Осенний марафон»? Пусть я буду банален и примитивен в своих «критических» бреднях, пусть стану одним из миллионов поклонников, но признаюсь в любви к буднично-восхитительной истории господина Бузыкина — каждого пятого господина бывшего Союза, вершащего судьбы оных лишь в книгах и собственных мечтах.

Да, вот уж чего не отнять у Георгия Николаевича Данелия так это наблюдательности. Согласитесь, «Осенний марафон» повествует о самом азбучном и житейском проявлении, встречающемся нам ежедневно, но ведь как повествует! Это сродни советской открытке, на которой изображен городской пейзаж — мы видим его каждый день, пробегая мимо на работу, но на картонке он почему-то кажется неизвестным, неземным, волшебным, придуманным. То и с историей переводчика Бузыкина. А ведь как все жизненно!

Мужские герои. Да это же зеркало русской ментальности! До зрительского самобичевания подлинный Андрей, чья нерешительность и никчемность актуальна всегда и везде, в исполнении овладевающего Олега Валерьяновича Басилашвили. До идолопоклоннической любви харизматичный Василий Игнатьевич, подобие которого обычно живет в квартире слева и каждое утро зовет «хорошо посидеть», в воплощении дивного Евгения Павловича Леонова. Ну, а женские образы? Боже, они чудесны! До сочувствия наивная «разрушительница» Алла, чей образ мог сложиться только в Советском Союзе, в игре потрясающей Марины Мстиславовны Нееловой, непонятно почему напоминающей мне то ли Одри Хепберн, то ли Софи Лорен. До жалости жизненно-сильная хранительница Нина, образ которой могли разрушить только в современной России, в исполнении неповторимой Натальи Георгиевны Гундаревой… Да что разглагольствовать? Они иконы. Иконы жизненности, образности, насущности, талантливости.

Ну, а сюжет, мораль, метафора? Все доподлинно. «Осенний марафон» — бесконечный путь, чей бешеный ритм не позволяет взглянуть назад и вспомнить о забытом, вернуться и понять, что ты здесь уже был. Это движение по кругу, в которое попадает каждый, где, как бы не было неприятно и глупо, грабли всегда лежат на одном и том же месте, каковое мы никак не можем запомнить.

Да, чего скрывать, Георгий Николаевич рассказал своему среднестатистическому зрителю о самом земном, проявлении. Но сделал он это со свойственным лишь ему вкраплением собственного мастерства, добавлением замечательного юмора и глубокомысленной философии Володина, примесью уникального таланта Петрова и плеяды «доско-почетных» актеров, получив на выходе незабвенный «коктейль», романтично названный «Осенним марафоном» — буднично-цветной историей «впукло-выпуклой» массовой маленькой личности, ставшей родной, полюбившейся сердцу классикой.

Ну, а теперь спросите, спросите же меня — как? И я скажу — шедеврально!



Можно ли быть добрым для всех?

Прекрасная киноиллюстрация режиссера Георгия Данелия на вечную, как мир, тему, — можно ли быть одинаково добрым и хорошим для всех, и не будут ли, как ни странно, окружающие от этого страдать?

Своей историей Андрей Бузыкин, которого очень удачно играет Олег Басилавшвили, дает очевидный ответ на этот вопрос. Вроде бы и намерения у его героя самые добрые по отношению практически ко всем: близким, родственникам, друзьям, но в результате его усилий всех облагодетельствовать и никого не обидеть стает, как правило, только хуже. Да и самому Андрею живется не так весело и сладко, как должно, по идее, было бы житься такому славному человеку.

В картине тесно переплетены комические и драматические ситуации, которые объединяет жизненность: такое может произойти с твоим родственником или соседом, от этого не застрахован никто. Над злоключениями персонажей улыбаешься, но в других моментах им же и сочувствуешь.

Это кино стало настоящим парадом звездных ролей второго плана, которые стали одними из лучших для Евгения Леонова, Борислава Брондукова, Николая Крючкова, Людмилы Ивановой и многих других, а ведь на счету каждого из них не один десяток хороших ролей.

Ну и конечно, неповторим Норберт Кухинке в роли датского профессора Билла Хансена, осваивающегося в советских реалиях. Все сцены с ним — это что-то!

Незабываемы и мелодии из фильма, которые подарил нам композитор Андрей Петров. Музыку из «Осеннего марафона» не спутаешь ни с какой другой.

Отличный фильм, который не устаешь смотреть по много раз.



Плутовство

Не так давно смотрела «Весь этот джаз» (1979) Боба Фосси, фильм-эстетический-шок, фильм-временную-ловушку; пока не посмотрела на год выпуска — долго не могла понять, почему в современной картине немного не хватает шика и роскоши, таких нужных для воплощения идеи режиссера. Потом я, конечно, поняла, что для конца семидесятых и шика, и роскоши достаточно.

Но сегодня поговорим об «Осеннем марафоне» (реж. Г. Данелия, СССР, 1979)

Это был, конечно, тоже эстетический шок, и если бы не разговоры о выполнении планов, заграничных куртках и не автобусы-гармошки (кои я еще застала в глубоком детстве) — никогда бы не догадалась, что действо происходит в конце семидесятых; это правда невероятно, но все предельно современно; и эти сапожки на шпильке, и куртки, и сумки, и застежки, и хвостики, и засохшие цветы в вазе на подоконнике — все, все снято неимоверно вдохновенно; до этого фильма я нигде не замечала такого плавного перемещения фокуса со стены дома, стоящего напротив, на сухоцветы на подоконнике.

Многие мои друзья говорят, что это фильм-метафора, фильм-сравнение или фильм-символ; на самом деле это — фильм-глагол, фильм-действие; если хотите — не фильм-бег, а фильм-бегство от себя, одиночества, ответственности, неприятных разговоров; это оттягивание неминуемого финала; это маленький жизненный бунт безвольного плута, обреченный закончиться крахом.

В «Осеннем марафоне» нет ничего лишнего, все предельно стройно и изящно подчинено идее режиссера и не отвлекается на какие-нибудь глупости-завитушки; всего ровно столько, сколько требуется, ни граммом меньше, ни граммом больше.

Будете смотреть — а он к просмотру обязателен! — запаситесь каким-нибудь вареньем и печеньем, потом поймете зачем.




«Он, конечно, виноват!.. Но он… не виноват!»

Классное кино. Редчайший случай, когда я могу утверждать это, не оглядываясь на весьма сомнительное с точки зрения нравственности, морали и пр. содержание.

Думается, причиной тому послужил высочайший профессионализм режиссера-постановщика и актеров, задействованных в картине. Сыграно, что и говорить, замечательно.

Больше всего подкупает абсолютная жизненность происходящего на экране, то, что принято называть реалистичностью. Ну и, безусловно, драма главного героя, интрига, если позволите. Сможет или нет, скажет или промолчит, уйдет или останется. Даже когда смотришь этот фильм не в первый раз, до последнего надеешься, что выбор все-таки будет сделан. Потому что герой О. Басилашвили — это не просто безвольная тряпка или, скажем, подлец, бессовестно обманывающий сразу двух женщин. Тут, и это-то меня и зацепило, все куда как тоньше и интереснее. Речь идет о чрезвычайно мягком человеке. Человеке, совершенно неспособном кому-либо в чем-либо отказать. С одной стороны, это, вне всякого сомнения, недостаток и существенный — спорить с этим бессмысленно. Но при этом нельзя и не учитывать природу этой мягкости, нерешительности т. п. Мне кажется, что в основе всего лежит доброта. И именно поэтому данный человек вопреки всем своим совершенно неприемлемым с моей точки зрения поступкам мне симпатичен. Сам удивляюсь, право слово, но… вот так.

Оценивая решения, действия главного героя, я не могу не принимать во внимание и те стечения обстоятельств — смешные до нелепости и столь же трагичные — в которых они принимались или осуществлялись. В первую очередь я имею в виду ситуации с правдой, в которую уже никто (справедливо, не спорю, но, тем не менее) не верит! И, разумеется, женщины. О, было бы в высшей мере несправедливо обвинять во всем одного лишь мужчину, отдавая им на откуп роли невинных жертв. Нет уж! В случившемся их вины не меньше, а то и много больше. В особенности героиня М. Нееловой. Долгое время я просто не мог спокойно смотреть этот фильм — настолько она меня бесила. Стопроцентный, концентрированный ее эгоизм и совершеннейшая недалекость в плане последствий своих необдуманных поступков, крайняя степень непоследовательности, наконец, — тому причины. Ей богу, крайне сложно спокойно воспринимать эту, очевидно, выдающуюся актрису после ролей в «Осеннем марафоне», «Ты у меня одна» и пр. Эмоции просто перехлестывают через край, и справиться с ними не всегда получается.

А фильм хорош — «это есть факт, мсье Дюк!» Блистательный Е. Леонов, неповторимый Н. Кухинке, просто неподражаемый Б. Брондуков, замечательная мелодия А. Петрова — это словно россыпь драгоценных камней на великолепном ювелирном изделии — ценном и, главное, любимом многими «экспонате» в музее советского кино.


Шедевр Георгия Данелия

Георгий Данелия снял немало отличных фильмов — «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Мимино», «Афоня», «Кин-дза-дза», которые вошли, как принято говорить, в золотой фонд отечественного кинематографа.

Но даже на этом фоне «Осенний марафон» выделяется.
Чем, спросите вы?

Выделяется он потрясающей жизненностью, при чем жизненны здесь все персонажи — от главных до эпизодических. Нет смысла перечислять достоинства игры актеров — Басилашвиили, Неелова, Леонов, Кухинке, Гундарева сыграли прекрасно, нет нужды лишний раз хвалить Андрея Петрова за замечательную музыку, нет необходимости вспоминать афоризмы, ушедшие в народ — «Бузыкин, рюмаху хочешь?», «Здесь уже стучат. — Где стучат?!! На кафедре??» «Сходил? — Сходил. — Отпустили? — Отпустили. — А про меня треп был? — Был. — И что сказали?! — Сказали, что Харитонов водку с портвейном мешает!», «Тостуемый пьет до дна!», «А он „коктейль“, „коктейль“ — хиппи лохматый!», но вспомнить все это и перечислить хочется, ибо сделано все с душой.

Для фильма подобного жанра здесь слабых мест — сделано именно так как надо и даже более того.

В общем, устал я расхваливать «Осенний марафон», могу только позавидовать тем, кому еще предстоит увидеть этот фильм впервые.



*Осень - единственное время года, которое учит

До этого момента, никогда бы не пришла в голову, что советские фильмы могут нравиться, западать в душу. Сейчас только и разговоров о том, сколь бездарны наши режиссеры, когда приглашают в актерский состав не Джоли, а обычных, так сказать, ничем не примечательных актеров современности. Признаться, придерживаясь столь категоричной точки зрения, сложно не пропустить по-настоящему хорошего фильма, каким является «Осенний марафон».

Если Вы устали от картин, перегруженных спец эффектами, разрекламированных на весь мир по чем зря — это выход. Достаточно спокойный фильм, в котором события развиваются постепенно, не приходится без конца метаться взглядом по экрану, дабы понять происходящее. Конец — оттенок легкой незавершенности. Цикличность жизни тех, кто боится сделать выбор. «Первый блин» становится комом для главного героя, его решимость вновь уступает страху чего-то нового. И эта традиция бега по утрам, на рассвете, когда улицы все еще пустуют без прохожих. Он бежит, от себя ли, от выбора?

Мне сложно судить сейчас, но более старшее поколение, нещадно критикуя этот фильм, боялось перемен. В то напряженное время вопрос собственного мнения так и остался открытым. А, выражаясь точнее, его и вовсе не спрашивали. Вспомнить хотя бы одинаковую мебель, квартиры и т. п. Нерешительность человека — основная тема «Осеннего Марафона», всегда остается актуальной, вне зависимости от времени.

Что касается раскрытия темы, здесь все великолепно. Актерский состав, игра, музыкальное сопровождение. Невольно оказываешься в 70—80 годах, переживаешь драму с героями фильма.

Фильм запал в душу.


Фильм-метафора

Фильм-метафора. Главный герой, Бузыкин, «бегает» между женой и любовницей. Ему приходится постоянно лгать жене. А она «читает» каждую его ложь, но ради детей не показывает этого. Необходимость постоянно прятаться мучает и любовницу. Бег и ложь сливаются в единое и в фильме «проступает» ирония: Бузыкин бежит от автобусной остановки к Институту, Бузыкин и Билл бегут на утренней пробежке, Бузыкин бежит домой под утро (от любовницы). И переносных много значений: Бузыкин «бежит» от того чтобы сказать своему сотруднику, что он подлец, Бузыкин «бежит» от того чтобы сказать своей сотруднице, что она его использует, Бузыкин «бежит» от того чтобы признаться жене, что у него есть любовница. Жена, тем времен, уже впрямую говорит, что знает обо всем — но он «бежит». Бег это подкрепление страха, его укоренение и Бузыкин бежит, не может остановиться и укрепляет страх. А страх заставляет его бежать. Везде этот осенний марафон и везде эта горькая ирония.

В какой-то момент я подумал — замучали эти бабы Бузыкина, чего-то недодали, если выбрать не может. Любовница — невольная манипуляторша и ясно, что с этим инфантильным существом счастья он не найдет. Хорошо ли будет с женой тоже не понятно, они выдохлись и устали друг от друга — но за брак он держится. Он может быть и выбрал бы, но «бег» уже привычка. У него есть еще шанс, за минуту до конца фильма вырваться из порочного круга. Но ложь и страх заставляют Бузыкина бежать непрерывно, не находя места и покоя, отказываться, уходить, отворачиваться, поддаваться, прогибаться — только бы «бежать». Ему уже не верят когда он говорит правду, но прекрасно догадываются, когда он эту правду не говорит. Им пользуются. Это состояние постоянного неспокойствия полностью оплачивает его ложь и Бузыкина становится просто по-человечески жалко.

Много тонкого юмора. Великое искусство не обязательно должно быть сложным. Огромное удовольствие от естественности изложения и художественности смысла.

ЗЫ: кое-что из фраз пошло в народ — «Ленинград — город маленький», «Хорошо сидим!»




Беги, кролик, беги!

В который раз пересмотрела «Осенний марафон» — один из моих любимых фильмов. Захотелось написать о своих ощущениях в связи с просмотром.

Безысходность, бесконечное повторение, закольцованность событий, бег на месте… Беги, кролик, беги! Вот что приходит на ум, и думаю, авторы именно эти ощущения и хотели вызвать. В 70-х годах вышло несколько фильмов, подобных «Осеннему марафону» именно по атмосфере безысходности. Почему героини не бросают Бузыкина? Так сильно любят? Возможно, но не это, наверное, важно. Важно то, что они, как и он, вовлечены в этот осенний, бесконечный марафон, и они, как и он, бегают по кругу и подспудно осознают тщетность и безысходность своих усилий. Да и кто в этом фильме не бегает по кругу? Разве что иностранный профессор. Кстати, возможно, он и является здесь фигурой, оттеняющей закольцованность остальных. Для профессора из Дании сбор грибов и вытрезвитель — лишь эпизоды, интересные наблюдения, что заметно по тому, как бережно он собирает в копилку памяти новые слова даже из вытрезвителя. А вот для соседа Бузыкина это рутина, такой же бесконечный осенний марафон.

«Отпуск в сентябре», «Полеты во сне и наяву», «Осенний марафон»… Разные и все-таки похожие герои. Вспоминается еще почему-то фильм по Чехову «Плохой хороший человек». Там, правда, есть хотя бы внешнее противостояние слабости и силы, а в этих фильмах — нет. Есть только непреходящее присутствие тоски, саднящей раны, которую невозможно вылечить, но и умереть от которой нельзя. И сложно даже назвать эту рану каким-то одним словом. Проще всего заявить: слабость. И осудить Бузыкина. А если попытаться понять? Но для этого надо прочувствовать. Не быть сторонним зрителем, а примерить ситуацию на себя. И если вам никогда не приходилось уступать из жалости, помогать из вежливости, убегать от правды, обманывать, чтобы не причинить боли, застывать в нерешительности, не зная, как же поступить, если вы всегда и всюду были тверды, непреклонны и уверены в себе, то вы достойны восхищения.

Как достойны восхищения те, кто создал этот замечательный фильм.

Печальный Ленинград

Эталон советского кинематографа — тут вам и сценарий Володина, и музыка Петрова, и режиссура Данелия, и глаза Нееловой. «Печальная комедия» — написано в титрах. И печальный город на фоне. Так приятно видеть незнакомый для меня Ленинград. Коридор в университете все такой же. А у входа никаких телефонных будок.

Неелова — как злой ребенок. Басилашвили ест из кастрюли, как кролик. И еще Леонов, Гундарева — есть ли сейчас им замена?..

«Хорошо сидим». Сосед дядя Коля. Ленинградские мосты. «И чего их разводят?» Синонимы слова «убегать». Повседневность на фоне переводов классиков. Не дай Бог никому такой любви. Но, к сожалению, она такая, кажется, и есть.


«Петербург — город маленький, Андрей Петрович»

Поразительно, как много можно не знать о своей стране. Вот я, например, раньше слышал о режиссере по фамилии Данелия только мимоходом. Ни одного его фильма не видел, зато увлекался всякой ерундой типа «Покемонов». Теперь все эти псевдозвери идут далеко и безвозвратно… потому что я открыл для себя сокровищницу советского кино. Мультяшки западные (и восточные) приходят и уходят, а советская классика — вечна.

Вот фильм «Осенний марафон». Я из него знал только фразу «Хорошо сидим», понятия не имел о чем фильм и какова его художественная ценность. Теперь признаю свою ошибку, обещаю исправиться и регулярно смотреть его на каналах типа «Звезда», когда будут показывать. Ведь я и понятия не имел, что в СССР кто-то, кроме Гайдая, снимал фильмы о неверных мужьях, вторых семьях, посиделках на троих и некомпетентных работниках, пытающихся выцарапать себе копейку сразу в трех местах.

Андрей Павлович Бузыкин он и преподаватель, и переводчик, и рецензент — это профессии, где не прощались ошибки, прямо как у дикторов на телевидении. Если напечатали по неосмотрительности Карл Мархс вместо Карл Маркс — все, прощай работа. Андрей же Павлович еще и отягощает себя, бегая между двумя квартирами по городу Санкт-Петербургу где, как известно ночью разводят мосты. При этом герой Олега Басилашвили за весь фильм показал характер только один раз, и то потом набегался из-за этого. Неудивительно, что при его слабохарактерности проблемы возникают сразу с двумя женщинами — с женой Ниной (Наталья Гундарева) и Аллочкой (Марина Неелова).

Ко всем этим невзгодам добавляется сосед, жаждущий выпить за знакомство (Евгений Леонов, частый гость в фильмах Данелии) и датский профессор Хансен (Норберт Кухинке), которому надо объяснить Достоевского (что уже затея почти безнадежная). В общем, такого занятого человека, как Андрей Павлович, я еще не видел, и жизнь себе, главным образом, осложняет он сам. Ну, и финал для него закономерный — все возвращается на наезженную колею обмана и неустроенности, ни одна из проблем не решена. Действительно смешно, хотя и очень грустно.

В «Осеннем марафоне» немало хлестких и запоминающихся диалогов, строгие рамки, которые вне Советского Союза отвернули бы от фильма зрителей (не зря же было сказано: «В СССР секса нет, есть любовь»). И фильм сделан с особой режиссерской любовью, которую Георгий Данелия проявляет к каждому своему детищу, начиная с самых ранних. К тому же актеры под его началом никогда не станут играть в полсилы. За это мое уважение к ним безгранично.


Pецензии
"Осенний марафон "
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/42799/
 Comments:
  2011-12-13 16:57:00
  unlimited :
можно смотреть бесконечно... :)
Другие материалы рубрики
Ленинградские страницы
Набор открыток Пансионат "ДЮНЫ"
2002 - Тише!
Фильм 2002 года. Снимался из окна одного дома. Заплату на асфальте можно наблюдать и сейчас...
Ох, какая же тоска! Взвоешь волчьим голосом...
Когда-то этот великолепный шлягер звучал в исполнении Аркадия Северного и бр. Жемчужных...
Die Bruecke Dresden - Sankt Petersburg
A short film designed for the anniversary bridge Dresden - Sankt Petersburg held in Mikhailovsky theatre in Saint-Petersburg. The story of 2 sister-cities: cultural connections, people relations, writers, musicians, politicians, architectural monuments and theaters.
Sankt Petersburg
Bei einer Rundreise durch Sankt Petersburg, ehemals Leningrad, werden verschiedene Sehenswürdigkeiten wie die Auferstehungskirche, das Denkmal des Widerstandes deutscher Belagerung und das Schloss Peterhof besucht.
Ленинград, 1968 год
Любительская киносъемка Ленинграда в декабре 1968 г.
Ленинград мой, милый брат мой!..
Фильм "Старшая сестра"
Георгий Натансон, 1966
Республика ШКИД
Фильм-расследование о подлинной судьбе героев любимой детской книги и фильма "Республика ШКИД". Как сложилась судьба ребят, которых книга сделал знаменитыми на всю страну? Почему, прочитав книгу (а она и в 30-е годы имела бешеную популярность), они не нашли ее авторов, не пришли к своему учителю, не проявили прежнюю дружбу?
Мальчишки у стен Ленинграда
Исаак Шварц, стихи В.Коростылева (из кинофильма "Зеленые цепочки")




Sinus Finnicus News
Издательство
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
St. Petersburg
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
AN-Piter Photo, SPb
City Map, SPb
Maria Gusev, USA
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©   2008-2021 sinusfinnicus.ru ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ