О Майе Кристалинской
Майя Кристалинская - одна из самых известных эстрадных певиц 60-70-х годов. Ее глубокий лиричный голос звучал с телеэкранов, с грампластинок, за кадром кинофильмов. На концерты Кристалинской собирались полные залы в разных городах Советского Союза и за рубежом. Она очаровывала людей своим проникновенным исполнением, потому что пела прежде всего о себе, о пережитом ею самой.
Кристалинская обращалась cо сцены ко всему залу, и в то же время к каждому слушателю отдельно, так, что возникало ощущение задушевного разговора один на один. Это и был "театр Майи Кристалинской" - та особая атмосфера, которая возникала на ее концертах и отличала Кристалинскую от других исполнителей.
На ее надгробии высечена эпитафия: "Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь". Это действительно так - ее песни волнуют сердца не только современников певицы, но и тех, кто родился несколько поколений спустя. Майя Кристалинская поет и улыбается нам сегодня точно так же, как и много лет назад.
Кристалинская Майя Владимировна
(24.02.1932. Москва - 19.06.1985. Москва)
Певица. Заслуженная артистка РСФСР (1974). Окончила Московский авиационный институт, работала на заводе инженером-экономистом, участвовала в заводской самодеятельности. С молодежным эстрадным оркестром Центрального дома работников искусств выступила на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве (1957). Недолго (1959-1960) работала солисткой в оркестре под управлением О. Лундстрема. С 1961 в Москонцерте. В 1962 стала лауреатом II Всеросского конкурса артистов эстрады. Известность принесли песни "Я тебя подожду" А. Островского (ст. Л. Ошанина), "Письмо на Усть-Илим" А. Пахмутовой (ст. С. Гребенникова и Н. Добронравова), "Мы с тобой два берега" А. Эшпая (ст. Г. Поженяна). "Опять плывут куда-то корабли" А. Колкера (ст. И. Кашежевой) и др.
Исполнение привлекало обезоруживающей простотой и искренностью. Одетая в скромный костюм, почти аскетичная в выборе выразительных средств, она никак не отвечала имиджу эстрадной звезды. Красивый, низкий, хотя и небольшой голос звучал легко, свободно. Каждую песню трактовала по-своему, как ее чувствовала, покоряя глубиной и правдивостью переживания. Примером для Кристалинской оставался М. Бернес, гастролировала с ним в Польше в 1964. В репертуаре многих певиц была "Нежность" Пахмутовой (ст. Добронравова), но, по свидетельству композитора, решила судьбу этой песни Кристалинская (1966). Ее негромкое, задушевное пение передавало верность, ожидание, мужество, нежность без сентиментальности, выспренности. Стремилась исполнять песни, по своему содержанию отвечавшие ее личной теме, так полно выразившейся в "Нежности". Становилась соавтором своих песен. В репертуаре песни "Девчонки танцуют на палубе" Пахмутовой, "Садовое кольцо" М. Таривердиева (обе на ст. Гребенникова и Добронравова). "Ненаглядный мой" Пахмутовой (ст. Р. Казаковой), "Неужели это мне одной" Г. Портнова (ст. Ю. Принцева). В ее исполнении по-новому зазвучали знаменитая "Землянка" А. Аистова, "В лесу прифронтовом" М. Блантера, "Колыбельная Светланы" Т. Хренникова. В одной из последних сольных программ "В песне жизнь моя" (по названию одноименной песни Пахмутовой - Добронравова) наряду со своими признанными шедеврами исполняла русские романсы (в том числе "Все, как прежде" И. Дунаевского), читала стихи О.Берггольц, Р. Рождественского, а также "Как хороши, как свежи были розы" И. Тургенева с музыкой А. Аренского. Одна из первых начала широко использовать световые эффекты, помогавшие создать нужное настроение. Непринужденно общалась с публикой, исполняемую песню обычно объявляла сама. Записала на английском языке "Подмосковные вечера" В. Соловьева-Седого, "Течет Волга" М. Фрадкина, на польском "Старый клен" Пахмутовой, "Москвичи" Эшпая. Голос Кристалинской звучит за кадром более 20 кинофильмов ("Три тополя на Плющихе", "Тишина", "Когда песня не кончается" и др.). Перевела и подготовила к изданию книгу: Марлен Дитрих. Размышления (М., 1985).
Е.Д. Уварова
Биография М.В. Кристалинской из сборника
"Эстрада России, ХХ век". Энциклопедия
М., "Олма-Пресс", 2004. Стр. 312.
Ее песни
Есть среди наших эстрадных певцов исполнители, которых по праву можно назвать создателями песни. Их немного, но они по-настоящему рыцарски преданы жанру. Страстные пропагандисты нашего творчества, они дают крылья советской песне. И потому мы, композиторы, часто называем свои песни их именем.
Так существовали песни Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Леонида Утесова. Так существовали, теперь уже приходится говорить в прошедшем времени, и песни Майи Кристалинской. Я бесконечно благодарен этой артистке за то, что она сделала для советской песни, для меня, композитора, создав неповторимые прочтения произведений и оставив их в записях на пленках, на пластинках. В самом лучшем смысле слова она боролась за свой артистический авторитет, упорно завоевывала признание певца с самобытным, оригинальным, творческим почерком.
Многое здесь помогло певице - ее хороший вкус, музыкальность, ее взыскательность к себе, к избираемому репертуару. Негромкая, деликатная манера пения, деликатный внешний облик и умение каждую песню превратить в исповедальный рассказ о судьбе своей современницы - такой мы все знали и полюбили Майю Владимировну Кристалинскую. Трудно себе представить, что уже больше никогда не прозвенит в моей квартире звонок и глуховатым, с хрипотцой голосом Майя не спросит: "А нет новой моей песни?" Ее - Майи Кристалинской!..
Ян Френкель,
народный артист РСФСР
"Советская культура", М., 1985, 25 июня.
Хоронили Майю Кристалинскую.
С ней в ЦДРИ прощались.
Ровно в полдень.
Столько взбудораженной милиции на ее концертах я не помню.
И подобное столпотворение
никогда не настигало Майю.
Перед гробом в нервном исступлении
колыхалась очередь немая...
В жизни Майя не была особенной
Не была кумиром.
Просто пела.
За столом и на концертах собственных
пела, как могла.
И как умела.
Невосславленна и небалованна,
шла от песни к песне, как по вехам...
Эхом нашей юности была она.
Тихим эхом.
Добрым-добрым эхом.
...Если б публика с такою жаждой
и с таким волнением истошным
на ее концерт пришла однажды,
Майя прожила б гораздо дольше.
Р. Рождественский
"Юность", 1986, N 7, стр. 8.
Майя Кристалинская
Только что позвонил телефон, и редактор фирмы попросил меня посоветовать, к кому бы она могла обратиться за аннотацией, а проще говоря, за добрым словом в адрес Майи в связи с выходом компакт-диска Кристалинской. Фу-у-у - какая длинная фраза!
Да кому же, как не мне, говорить о ней! Это удивительный случай, когда имя и фамилия говорят сами за себя. Майя! - и повеяло весной! Майя! - и на душе стало теплее! Майя! - это сама любовь, ласковая и нежная, чистая и застенчивая.
Кристалинская! - и передо мной сама природа, еще не изувеченная людскими дрязгами. Кристалинская! - и передо мной мужественный человек, вынужденный прилагать нечеловеческие усилия, чтобы не только жить, но и петь! Петь о счастье, о любви, о радости.
На заре нас было мало, но нас знали все. И Майя была одной из нас. Ее голос не врывался в дома квартиры, как врываются нынче песни-налетчики. Ее голос ласково вливался в ваш дом и вашу душу навсегда. Недаром вершиной ее творчества стала пахмутовская "Нежность".
Честно прожитая жизнь - это не так уж мало. Жизнь, прожитая всем смертям назло, да еще с песней, кристальной майской песней, - это уже подвиг.
О. Анофриев
Анофриев О.А. Солдат и балерина. -
М.: "Рипол Классик", 1999 - с. 51-52.
http://kristalinskaya.ru |