Несмотря на все разговоры о неэффективности многоразовых космических кораблей, концепция аппарата, который взлетает вместе с ракетой, но приземляется как самолет на любую точку земного шара остается слишком привлекательной, чтобы от нее отказаться.
Иметь собственный орбитальный самолет для решения задач разного спектра в США мечтали не одно десятилетие и сегодня там, как никогда близки к осуществлению этой мечты.
Создание нового челнока началось в США с 2004 года, тогда компания SpaceDev подписала соглашение о создании многоразовой пилотируемой космической транспортной системы. Создавать корабль планировалось на основе десятиместного HL-20, который в свою очередь был создан на основе чертежей, полученный в начале 90-х по линии ЦРУ из СССР.
Общественное мнение часто склоняется к тому, что Союз был в роли догоняющего по отношению к США при создании челноков, хотя это вовсе не так. С начала 60-х годов в СССР велась собственная программа орбитальных ракетопланов "Спираль". В рамках работы над проектом под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского были созданы челноки семейства "Бор"- их чертежи и копировала американская разведка, на основе этих чертежей и создавали HL-20, что привело к поразительной схожести кораблей.
Когда в 2005 году один из создателей Dream Chaser приезжал в Россию, первым делом он встретился с инженерами, работавшими над челноком Бор-4, те оказались рады, что их работы не пропали впустую, а получили развитие в США.
Однако и тут у челнока сложилось не совсем гладко. В отличие от своего сверхсекретного брата X-37B, принадлежащего военным, этот челнок по состоянию на 2019 год попал в "производственный ад".
Изначально мешали задержки в финансировании, которое приходилось буквально выбивать. Затем, когда челнок все таки был построен и даже многократно испытан в полете, начался 2014 год и будущее ракеты Atlas, использующую российские двигатели РД-180 оказалось под угрозой.
Теперь челнок ждет, когда закончатся работы над носителем Vulcan, который начнет полеты не ранее 2021 года.
Ожидается, что в случае успешной реализации программы, челнок сможет доставить к МКС, до 5,5 тонн груза и вернуть обратно до 1,5 тонны. Кроме того, он позволит возвращать грузы максимально оперативно, что немаловажно для космических исследований. Сейчас капсулы с грузом обычно приземляются в океан.
Всего на разработку корабля к 2017 году было потрачено 600 млн. долларов из которых только 150 млн выделило NASA, все остальное принадлежит частным инвесторам.
Несмотря на то, что корабль изначально имел пилотируемую версию, на 2019 решено было остановиться на беспилотной версии, хотя по заверению создателей, такая компоновка исходит лишь из требований рынка и если заказчик решит, что ему необходима версия для доставки на орбиту людей, то компания сумеет в кротчайшие сроки реанимировать и пилотируемую версию.
В грядущее десятилетие США входит с небывалым ранее разнообразием космических аппаратов и их носителей, что не может не радовать. Аналогичные темпы роста демонстрирует и Китай и третьем десятилетии века мы увидим яркое противостоянии между двумя космическими державами. Надеемся, что оно будет исключительно научно-техническим. |