Он получил признание и как график, и как живописец. Кроме того, пробовал себя в архитектуре, иллюстрировал книги, являлся автором изящных произведений декоративно-прикладного искусства. Мировоззрение художника менялось несколько раз в течение жизни, также как и художественный стиль его произведений.
В ранний период творчества он проявил себя как представитель стиля "модерн", позже использовал методы экспрессионистов и кубистов, а во время жизни в Советском Союзе - метод социалистического реализма.
Начиная с 1923 года, Генрих Фогелер совершал регулярные поездки в Советский Союз и в 1931 году вместе со второй женой Софией Мархлевской переселился в Москву на постоянное место жительства. Художник объездил различные регионы бывшего Советского Союза, в том числе, Подмосковье, Среднюю Азию, Закавказье, Поволжье, Крым. Умер художник в Казахстане в 1942 году.
Карелию Г.Фогелер посещал в 1925, 1933, 1934 и 1936 годах. Комплексная картина "Карелия и Мурманск", созданная по мотивам поездки 1925 года, хранится в Национальной галерее Берлина.
В 1926 году Г.Фогелер прислал в Совнарком АКССР фотографии работ, посвященных северу России. В Карельском государственном краеведческом музее, куда они были переданы, сохранился список этих фотографий от 27 апреля 1926 года, включающий в себя 19 единиц.
Во время путешествий в 1933, 1934, 1936 годах Г.Фогелер также создавал многочисленные акварели и рисунки цветным карандашом, которые затем использовались им в качестве эскизов при создании живописных работ. А подросшему сыну в Москву он отправлял небольшие работы, величиной с открытку. Это были маленькие "рассказы" о путешествиях, часто ироничные, простые и понятные ребенку 10-12 лет (сын Г.Фогелера Ян родился в Москве 9 октября 1923 года).
Рисунки и акварели для сына выглядят более эмоциональными и личностными по сравнению с тщательно исполненными работами из коллекции Карельского государственного краеведческого музея, изображающими ударные стройки, колхозы, лесопункты и тому подобные объекты социалистического строительства. Рисунки и акварели, которые получал Ян в письмах от отца, приобретены и опубликованы в Германии искусствоведом Вольфгангом Кауфманом.
Выполненные во время путешествий рисунки и акварели, в том числе и "открытки" для сына, были своеобразными "записями" и помогали художнику не только при создании живописных работ, но и при написании путевых дневников. Такими путевыми дневниками являются, среди прочих, и очерки о нашем крае: "Впечатления от поездки по Карелии и северу России" (журнал "Das neue Russland", Берлин, 1926 г.) и "Пейзажи и люди советского севера" ("Иностранная литература", немецкие листки, Москва, 1938 г.). Данные очерки содержат интересные сведения о жизни Карелии в 1920-1930-е годы. Немало строк в них посвящено столице Карелии. Например, художник подробно описал празднование в Петрозаводске 5-летия республики в июле 1925 года. Кивач, Кондострой, а также посещение бани Фогелер описал в обоих очерках.
Для краеведов представляет несомненный интерес описание построек на Киваче, возводившихся в XIX веке к приезду Александра II (1858 г.) и имевших при посещении водопада Г.Фогелером "беспомощный и бесконечно безвкусный вид". Сам же водопад Кивач описан очень живописно, его вид "заставляет забыть все трудности путешествия".
Рисунки и акварели Г.Фогелера 1933-1934 годов поступили в Карельский государственный краеведческий музей 4 марта 1936 года через художника музея Юрье Оскаровича Раутанен. Всего поступило 134 работы, до настоящего времени сохранилось 95 рисунков и акварелей (91 предмет).
В связи с тем, что ни одна из трех комплексных картин не сохранилась, повышается значимость эскизов для них, каковыми и являются рисунки и акварели Г.Фогелера из коллекции Карельского государственного краеведческого музея.
Художник побывал на полях Олонецкой равнины, т.н. "Карельской Украины", на передовых лесопунктах, у горняков, добывающих пегматит и полевой шпат, на строительстве самой северной в России электростанции на реке Нива, у бумажников Кондопоги. Все выше перечисленные объекты являлись гордостью Карельского правительства. Здесь снимались кадры документальных фильмов о Карелии, эти объекты показывали иностранным делегациям. Только поездка в Ухту (современный поселок Калевала) и Реболы, расположенные в пограничной зоне, далеко от столицы Карелии и от железной дороги, не вписывается в перечень населенных пунктов, рекомендуемых для посещения.
Массу подробностей о жизни в карельской "глубинке" содержит письмо жене и сыну, написанное в апреле 1934 года во время этой поездки. В письме утрачены отдельные фрагменты, но это не снижает его ценности. Интересно описывает в нем Г.Фогелер самого себя: "При немыслимых поездках на грузовике во всех мыслимых местах вырваны пуговицы, шуба порвалась, галоши висят на валенках как старые тряпки, только подошва еще цела. Мука, грязь, масло и тому подобные компоненты на одежде завершают вид окончательного бродяги"... |