Gulf Of Finland. Golfe de Finlande. Финский залив. Suomenlahti
SF. Жаконя - молодец
Retro.Music.Club  //  Ленинградские страницы
Жаконя - молодец
Элегия / 11.04.16


«Жакооооня – молодец! Жаконя так сказал! Я Жаконя, я Жаконя, удалая голова!» - вот и все знаменитые фразы хвастунишки Жакони, матерчатой обезъянки, которые я запомнила из детских передач по Ленинградскому телевидению в начале 60-х прошлого столетия.

А ведь Жаконя был любимцем как у детей, так и взрослых.

Январь богат памятными датами, связанными с его создателями. Сначала поговорим об отце Жакони.

ОТЕЦ ЖАКОНИ

Юрий Михайлович Магалиф (16 июля 1918 г, Петроград – 28 января 2001 г, Новосибирск) советский писатель и поэт.
Юрий Михайлович родился в 1918 году в семье провизора и польской графини (Миткевич), ее мать — наполовину цыганка. Детство и юность прошли в Ленинграде. В 1935 году вместе с матерью был репрессирован и сослан в Казахстан. Вернувшись в Ленинград, учился в театральном институте на актера-чтеца. В 1938 году женился, тогда же у него родился сын. В 1941его его арестовали по 58 статье в связи с тем, что в его вещах нашли стенограммы первого съезда писателей, и отправили в лагерь возле Новосибирска. В 1946 году Юрий Михайлович был освобожден и устроился работать в филармонию Новосибирска. Выступал на радио, женился второй раз. Как артист, Юрий Михайлович объездил с концертами всю Сибирь.
Первая серьезная литературная работа Магалифа — сказка «Приключения Жакони»(1957год), которая сразу полюбилась маленьким читателям. Она неоднократно издавалась и переводилась на европейские языки, ставилась на сцене, звучала по радио. Прототип Жакони — игрушечная обезьянка его второй жены Ирины. Имя – ласково-уменьшительное от Жака, к тому же плюшевых обезьянок в России в начале XX века называли Жаконя, как на Западе мишек – Тэдди.
В 1958 году вышла первая взрослая книга рассказов Юрия Михайловича, темой которых становится связь человека с обществом, ответственность за судьбы людей, живущих рядом, эта тема нашла свое продолжение в его следующих работах.
В конце 1970-х годов Юрий Магалиф обращается к поэзии, пишет автобиографическую и публицистическую поэму «Дальняя дистанция», в которой звучит тема гражданственности, любви, дружбы, философские размышления о жизни, судьбе. Поэт выпустил несколько поэтических сборников, в которые вошли его пейзажная лирика, пронизанная тонким, легким и светлым настроением.
Всего перу Магалифа принадлежат 36 произведений: повестей, рассказов, стихотворений, пьес, сказок. Член союза писателей СССР, в 1995 году он получил литературную премию имени Н.Г.Гарина-Михайловского. В 1997 году по пьесе «Где Люба Любич» в Новосибирском городском драматическом театре был поставлен спектакль.
Улице в Заельцовском районе города Новосибирска присвоено наименование: улица Юрия Магалифа. Улица в честь сибирского писателя, поэта, драматурга Юрия Магалифа расположена в перспективном микрорайоне рядом с улицей Корнея Чуковского.
Взято из Википедии.
Плейкаст Юрия Магалифа http://www.stihi.ru//go//www.playcast.ru/view/1702129/8a4671060616570ae336c1d066621bb1138a2923pl
О самом Ю.Магалифе http://www.stihi.ru//go//kulsi.ru/EnergyAndArt?pid=4&id=386

Сказка «Приключения Жакони»(там же и другие его сказки)
http://www.stihi.ru//go//lib.rus.ec/b/216819/read

Итак, «Жаконя» появляется в 1957 году, а в 1959 году «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЖАКОНИ» - спектакль для детей Ленинградского телевидения. Автор пьесы и режиссер А.Рессер. Принимает участие в постановке Масленников Игорь Федорович.

Найти дату самой первой передачи с Нелли Широких детской телевизионной развлекательно-образовательной программы «Тяпа, Ляпа и Жаконя» мне не удалось. Но вот отрывок из передачи 1963 года сохранился. Для просмотра СКОПИРУЙТЕ ССЫЛКУ И ВСТАВЬТЕ В БРАУЗЕР:

http://www.youtube.com/watch?v=wPvr2hPouwk

Жаконя в этих передачах отличался от того, книжного. Книжный Жаконя был маленький, слабенький, неуверенный в себе, своей нужности людям, но очень добрый и любящий их.
Телевизионный Жаконя был довольно крупной обезьянкой с невероятно длинными руками и ногами, которые болтались сами по себе. Он был очень популярен. Телевичка и смешную обезьянку Жаконю создала художник Малахиева Валентина Васильевна.

Четырнадцати-пятнадцатилетние подростки, люди, можно сказать, пожилые и с богатым жизненным опытом, которые уже давно не играли в "фантики" и "ножички", не считали зазорным громко распевать любимую жаконину песню: "Я Жаконя, я Жаконя, удалая голова!"
Обезьянке присылали мешки писем, всякие сладости. Свой Жаконя жил в каждой школе.

Озорник в беретике был своим для всех детей — так же бедокурил. Единственное, от многих своих поклонников отличался тем, что... любил манную кашу.
Одна бабушка написала в редакцию письмо, что Катенька никак не ест кашу. Просила помочь. Пришлось накормить Жаконю. И девочка стала сама упрашивать приготовить ей любимый Жаконин завтрак.

Однажды передача приехала в гости на фабрику «Скороход» — рассказать детям, как делают обувь. Выяснилось, что один парнишка каждый раз, когда на экране появляется Жаконя, все бросает и идет смотреть, а потом положенное время отрабатывает. Мастер сначала пытался бороться, а потом рукой махнул: детская привязанность, ничего не попишешь. Верный поклонник внимательно наблюдал, как снимали сюжет, а потом вдруг огорошил хозяина Жакони(В.В.Кукушкина): «А чем вы его кормите?»

— Я понял, что в эту секунду могу все испортить! Хорошо, быстро нашелся: «Знаете, он не привередлив, ест то же самое, что и я». «А-а...» — многозначительно протянул парнишка. Поверил! Я понял — вот он, секрет искусства. Один известный фотограф сказал мне однажды спасибо «за наше счастливое детство». У меня много разных наград, военных и гражданских, но эти слова — самое ценное.
Телевичок - друг и соведущий хулигана Жакони - был кукла-мальчик с внешностью отличника в очках, и хотя он постоянно задавал непосредственные детские вопросы, он был человеком правильным, обстоятельным и толковым. Участвовали в передаче Тяпа и Ляпа. Это были плюшевые медвежата.
Взято с сайта
http://www.stihi.ru//go//www.les-chudes.ru/publ/rodom_iz_sssr/televidenie/dlja_vas_malyshi/159-1-0-421

Вела эти телепередачи Нелли Широких.

НЕЛЛИ ВЛАДИМИРОВНА ШИРОКИХ

Нелли Владимировна Широких (1 июня, 1930 года, Москва – 15 января 2008 года, Санкт-Петербург) — диктор Ленинградского телевидения в 1955 – 1988 гг.
Получила юридическое образование, но трудовую деятельность начала диктором на московском радио. В 1955 году пришла на Ленинградское телевидение, где проработала более 30 лет. Она запомнилась телезрителям своей непринужденностью, убедительностью и удивительным обаянием. Нелли Владимировна вела передачи разных жанров — от «Последних известий» до репортажей с Дворцовой площади в дни государственных праздников. Она блестяще вела передачи по искусству и литературно-драматические передачи, такие как «В мире прекрасного», «Рампа», «Литературный Ленинград», «В Ленинграде на гастролях». А юные ленинградцы каждый вечер ожидали появления на телеэкране Нелли Владимировны в компании кукол Телевичка, Ляпы, Тяпы и Жакони.
Ее имя навсегда будет вписано в историю Ленинградского телевидения.
Нелли Владимировна Широких скоропостижно скончалась от сердечного приступа 15 января 2008 года на 78-м году жизни. Прощание с ней состоялось 18 января в Доме радио на Итальянской улице, 27. Отпевание прошло в Князь-Владимирском соборе. Похоронили Нелли Широких на Смоленском кладбище.

Целых пятнадцать лет голосом народного артиста Владимира Владимировича Кукушкина Жаконя распевал свои песенки.

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ КУКУШКИН

Даты жизни: 30 марта 1925 года – 25 июня 2007 года с январем не связаны.
В Википедии нет подробной его биографии. Вот что удалось по крупицам собрать о нем с других сайтов.
Он прошел войну, на которую отправился добровольцем. Защищая Ленинград, получил контузию.
После войны, в 1949-м, пришел в Театр кукол Деммени (улица Некрасова, 10 в Ленинграде). Он ничего не
заканчивал, а кукольным театром увлекался с детства.
Его обожали дети, а он считал своей самой любимой куклой дочь Любу.
Он сыграл более 200 ролей только в своем Большом театре кукол. А ведь были еще и те, которые он играл на
радио и телевидении. На Западе его называли Паганини кукольного театра - за виртуозное мастерство.

Но самым звездным его образом стал Жаконя.
Владимира Владимировича называли «Паганини кукольного театра», настолько виртуозно владел он куклами всех систем, наполняя каждый образ душевным теплом, яркой характеристикой..

Среди множества сценических образов, созданных Кукушкиным, истинными шедеврами называют и его Швейка в «Похождениях бравого солдата Швейка» и Плюшевого Тигренка в сказке «Неизвестный с хвостом». Эту роль он сыграл более 600 раз, став другом нескольких поколений юных зрителей.
Еще одной любимой куклой Кукушкина и его своеобразной визитной карточкой был очаровательный и чудаковатый Жаконя. Так звали обезъянку, которая в 1960-70-е годы обитала на ленинградском телевидении в передаче «Про Тяпу, Ляпу и Жаконю». Это был любимый герой питерской детворы.

Среди наград Владимира Кукушкина есть и боевые ордена и орден Почета, которого он был удостоен к своему юбилею. Наград и званий у него не счесть. Из последних - «Золотая маска» в 2000 году и орден «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, которым его наградили к 80-летию.
А коллеги наградили его театральной премией «Золотой софит» в самой престижной номинации «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга».

Он занимался йогой, купался зимой в проруби и был красивым и крепким человеком. Но случился со смертельным исходом инсульт. Владимир Владимирович был похоронен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга.
Взято с сайта http://www.stihi.ru//go//www.artmaster.info/news/?id=13636

Когда отмечали 70-летие Большого театра кукол, то у Кукушкина взяли интервью. Вот что он рассказывал о себе и своей работе.

*Часы с Кукушкиным отсчитали семьдесят

16 мая Большому театру кукол исполняется 70 лет. Народный артист Владимир Кукушкин работает в театре более пятидесяти. Кукольник — артист особый, его не знают в лицо. Чтобы пояснить, о ком речь, скажу, что Кукушкин был бессменным Жаконей на ленинградском телевидении. В прошлом году Владимир Владимирович получил высшую театральную премию города «Золотой софит».
Ну а за границей за виртуозную работу с куклой критики величали его «Паганини». Кукла существо мистическое. Есть такое поверье: тот, кто работает с ней, не стареет. Могу засвидетельствовать — у меня было полное ощущение, что говорю с молодым, полным энтузиазма артистом, а ведь Владимиру Владимировичу к восьмидесяти, да он еще и нездоров. Накануне юбилея с ним случилось несчастье — на улице бегущий человек нечаянно толкнул так, что Владимир Владимирович упал и сломал правую руку. А ведь в юбилейном представлении у него ведущая роль.

*Паганини со сломанной рукой

— Когда накладывали гипс, попросил, чтобы оставили пальцы — видите, могу шевелить, — рассказывает Кукушкин. — Да и гипс уже сняли, заменили лангеткой и повязкой. Я вот что придумал: надену на больную руку черную перчатку, а пальцами буду работать. Даже попробовал уже держать куклу в правой, будто она здоровая.

— Кукольник всегда работает правой?
— Почти всегда. Левую перегружать опасно, она близко к сердцу. Бывают куклы очень тяжелые — управляют два-три человека. Например, в Голову в «Руслане и Людмиле» влезало трое, чтобы она была как живая.
— Говорят, артисты относятся к куклам с особым почтением.
— Конечно. Я, например, мою руки перед тем, как взять куклу. Она чиста, это святая святых, помогает нам. Бывает, приходишь на спектакль больным, а отыграешь — и как рукой сняло. Даже зубную боль. В каждой кукле остается и энергия артиста, который с ней работал.

*Петрушка, марионетка, тростевая

— А как вы увлеклись куклами?
— Лет в восемь организовал с дворовыми ребятами театр. Пришлось за свое увлечение и страдать. Когда мама возвращалась с работы и видела, что творится в комнате, я не раз был бит ремешком. Кукол делали из всего, что попадется: пробок, палок, в ход шли овощи — к примеру, картофелины необычной формы. Ставили, конечно, сказки, а было и из тогдашней жизни: встреча Петрушки с милиционером, который учил правильно переходить улицу. Я еще школу не закончил, когда началась война, и сбежал на фронт. Дважды был ранен, войну закончил под Берлином. Когда вернулся в Ленинград, еще хромал и ходил с палочкой. В таком виде и пришел в театр к Евгению Деммени. И хотя у него студия уже заканчивала обучение, он меня взял и учил сам. Деммени посвящал в тайны петрушечного искусства, а артистка Кадолова — марионеточного.

— В чем разница?
— Петрушка — это кукла, которую надевают на руку, действуют три пальца и запястье. А марионетка — на нитках. У петрушки и марионетки разные функции: марионетка романтичная, танцует великолепно, буквально летая по воздуху. Есть тростевые куклы, они управляются артистом снизу, тростями — у них свои особые повадки, к примеру, им хорошо удается широкий жест.

Когда я впервые увидел, как Кадолова взяла в руки Богатыря из «Сказки о мертвой царевне», и эта марионетка вдруг потянулась ко мне как живая, я был поражен! Да и любой человек, пришедший за кулисы, если с ним кукла просто поздоровается, на минуту становится ребенком. Один такой визит ускорил получение мной звания народного.

*Закулисная история

— Театр регулярно ездил в Москву с отчетами. Привезли «Швейка» в постановке Виктора Сударушкина — успех потрясающий! Я играл главную роль. Приходит за кулисы начальник наградного отдела Министерства культуры: «Какой спектакль! А какой замечательный актер!». Наш директор Ксения Фадеевна Орлова возьми да и скажи: «Вот вы хвалите, а уже два года, как вам посланы документы на присвоение актеру звания народного». — «Неужели? Даю слово — через неделю будет народным». Так и случилось.

— А было соперничество между Театром кукол Сергея Образцова и вашим?
— Да вроде было. Мы как-то гастролировали в Театре эстрады — как раз напротив образцовского, шпалеры людей стояли: «Нет ли лишнего билетика?» Образцова, наверное, задевало. А привезли мы «12 стульев», в постановке Михаила Королева — это 1957 год, еще никто Ильфа и Петрова не играл.

…Знаете, так случалось часто: то, что в драматическом театре запрещалось, в кукольном проходило. Так с Шукшиным было, со спектаклем «До третьих петухов». Все-таки в кукольном исполнении все немного иначе звучит, да и потом, как же так — чиновник испугался куклы?
Но вернемся к Образцову. Как-то на Международном фестивале его спектакль получил только серебряную медаль. На следующий фестиваль — он проходил в Румынии — послали нас, и министр культуры Фурцева дала наказ без «золота» не возвращаться. Мы повезли спектакль братьев Чапек «В золотом раю». Играем — в зале такая тишина, а у меня ботинки оказались со скрипом, я просто исстрадался.

— А почему тишина?
— Это было совершенно неожиданное зрелище — политическая сатира. Да они не только сидели затаив дыхание, где надо — смеялись. По окончании — опять пауза, потом шквал аплодисментов. Началось нашествие за кулисы, какой-то итальянец сделал такой жест — выставил вперед ладонь и несколько раз дунул на нее. Переводчик «расшифровал» — не подкопаешься, мол, насколько здорово. В общем, привезли мы «золото». Мне довелось работать в театре со многими режиссерами: Михаилом Королевым, Виктором Сударушкиным, Александром Белинским, Аллой Полухиной.

— И все-таки патриархом кукольного театра считается Образцов.
— Да, но он мог бы гораздо больше сделать для нашего искусства. В Ленинграде в театральном институте была — не без участия вашего покорного слуги — открыта кафедра, и первый же выпуск оказался таким талантливым, что эти ребята возглавляют большинство кукольных театров страны.

— Каково ваше мнение о «Куклах» на НТВ?
— Я мало смотрел: Они имеют право на существование, но ведь там куклы — инструмент политической сатиры, не более того. На мой взгляд, к искусству театра это отношения не имеет.

*Жаконя молодец!

— Передачи с Жаконей шли 15 лет, больше, чем самый длинный сериал. Дети верили Жаконе, потому что он был таким же, как они, — заблуждался, раскаивался и снова делал ошибки. Один человек, узнав, что это я играл Жаконю, сказал: «Спасибо вам за наше счастливое детство». У меня много наград — и военных, и трудовых, но эти слова — самое дорогое. Раз мы снимали сюжет на «Скороходе», и мне рассказали, что в одном из цехов работает парень, который не пропустил ни одной передачи. Познакомились, я на руке держу Жаконю, парень вдруг спрашивает: «А чем вы его кормите?» Я понял — или я в этот момент все разрушу, или: Моментально нашелся: «Он ест то же, что и я». Кстати, артисты нашего театра играли знаменитых Телевичка (Валерия Киселева), Паутиныча (Владимир Мартьянов). Куклы у людей вызывают такое доверие, что нас самих это поражает.
Взято с сайта http://www.stihi.ru//go//gazeta.aif.ru/_/online/spb/405/08

В позапрошлом году на Пятом канале появилась передача «Клуб знаменитых хулиганов», в которой снова Жаконя распевает свои песни. Но это уже совсем другой Жаконя….

Вы можете спросить, а почему захотелось написать о Жаконе? НОСТАЛЬГИЯ!
Дело в том, что в детстве я жила на улице Жуковского, ходила в свою школу на улице Маяковского, а Большой кукольный театр на улице Некрасова совсем недалеко…У нас, младшеклассников были два абонемента: в этот театр и кинотеатр «Родина», который недалеко от знаменитого цирка. Но мне в голову не приходило, что тот Жаконя, что в передаче, и «неизвестный с хвостом» - одно и то же лицо! И в 52 можно сделать открытия! А спектакль «Слоненок» заставил прочесть Киплинга….

©  Нина Орлова

http://stihi.ru/2012/01/18/2938
 Comments:
  2016-04-12 11:02:00
  SF :
Тяпа, Ляпа и Жаконя (1963)

  2016-04-12 11:09:00
  SF :
Жаконя Зимний день

 Add your comment:
  Please note comments are moderated before appearing on this site so there may be a slight delay

 Name (it's desirable)  
 E-mail (not for publishing)


Другие материалы рубрики
Ленинградские страницы
Ленинград, 1968 год
Любительская киносъемка Ленинграда в декабре 1968 г.
Ленинград мой, милый брат мой!..
Фильм "Старшая сестра"
Георгий Натансон, 1966
Республика ШКИД
Фильм-расследование о подлинной судьбе героев любимой детской книги и фильма "Республика ШКИД". Как сложилась судьба ребят, которых книга сделал знаменитыми на всю страну? Почему, прочитав книгу (а она и в 30-е годы имела бешеную популярность), они не нашли ее авторов, не пришли к своему учителю, не проявили прежнюю дружбу?
Мальчишки у стен Ленинграда
Исаак Шварц, стихи В.Коростылева (из кинофильма "Зеленые цепочки")
Нева
Музыка: Василий Соловьев-Седой. Слова: Соломон Фогельсон. 1964г.
Ленинградское такси
Автобус Ленинграда
Ленинград
Зеленая карета
Зеленогорск, в парке, 1967




Maps
FinBay.Info
Книжная полка
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
Zen.Piter.Club
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
The Official City Guide
Maria Gusev, USA, NY
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©  Real WEB 2010-2017 ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ