Gulf Of Finland. Golfe de Finlande. Финский залив. Suomenlahti
SF. "Подводное наследие России"
FinBay.Info  //  
"Подводное наследие России"
Юлия Чмеленко / 30.07.13

Ни для кого не секрет, что мировое водное пространство хранит в себе множество загадок истории, большая часть которых погребена на затонувших кораблях. Сегодня ученые со всего мира исследуют погибшие суда, открывая не только тайну их крушения, но и новые памятники истории и культуры. Наконец к западным коллегам присоединились и российские ученые.

Масштабный проект, организованный в Санкт-Петербурге Национальным центром подводной археологии, носит общее название "Подводное наследие России" и включает в себя целый ряд научных исследований под руководством ведущих российских археологов. Эта программа включает в себя не только поиски, но и обследование уже найденных объектов на северо-западе России. Как отмечает научный руководитель проекта "Подводное наследие России" Андрей Васильевич Лукошков, за последние десять лет подводные археологи НЦПА выявили и частично обследовали более 400 затонувших кораблей, среди которых суда, построенные в древней Руси и вплоть до XX века.

По оценкам ученых, на дне российских морей, рек и озер находится огромное кладбище затонувших объектов — их до полумиллиона. Причина такого "богатства" российских вод объясняется тем, что по морским путям уже около 1500 лет проходят важнейшие транспортные коридоры Европы.

По мнению руководителя исследовательского проекта А. В. Лукошкова, открытия затонувших судов доказывают, что Россия с глубокой древности и на протяжении всей своей истории была государством с развитым судоходством и судостроением. Он отмечает, что только на реке Волхов, которая соединяет Ладожское озеро с Великим Новгородом, ученые нашли 57 деревянных корпусов кораблей. Среди них есть и уникальные находки — корабль, которому по радиоуглеродному анализу дерева примерно 4000 лет, и колесное судно с прекрасно сохранившейся паровой машиной.

По обнаруженным объектам ученые считают возможным реконструировать древние торговые связи и контакты людей, населяющих северо-запад нашей страны в далеком прошлом. Историки полагают, что водные торговые пути проходили по разным рекам, соединявшим Финский залив с озером Ильмень. Например, существовал путь через Волхов, Ладогу, Неву, а был и по реке Луге.

Проведя исследования по разным трассам, ученые смогли выделить несколько маршрутов, вдоль которых строились суда одного типа с применением одних и тех же технологических приемов. Этот факт интересен тем, что примеры аналогичных технологий встречались и на территории древней Германии, где жили славяне. По мнению ученых, анализ конструкции судов позволяет говорить о существовании общих торговых связей между балтийскими народами и восточными, южными и западными славянами. Их экономическую основу составляла торговля между Востоком и Западом, которая объединяла славяно-балтийский мир.

Открытия ученых позволяют не только установить новые факты в истории взаимодействия соседних народов с жителями Древней Руси, но и установить точные причины крушения кораблей. Руководитель проекта отмечает, что нередко экспедиция находит корабли, которые в разные эпохи натыкались на одни и те же скалы. "Вокруг одной и той же подводной скалы в Финском заливе мы нашли восемь кораблей, древнейший из которых построен из дерева, датируемого XVI веком, но есть и корабли XVII, XVIII, XIX веков", — рассказывает А. В. Лукошков. Датировать обнаруженные в ходе исследовательских работ суда археологам помогает керамика. Она позволяет определить момент гибели судна, и таким образом, косвенно идентифицировать его. "Обычно оказывается, что каждая вещь имеет свою историю", — говорит руководитель проекта.

Отдельной частью "Подводного наследия" является проект "Секреты кораблекрушений". Важным вкладом проекта стало исследование русского военного галиота "Тобиас Энге", который разбился около Гогланда в бурную ночь 28 октября 1771 года. В крушении погиб весь экипаж (45 человек), и обстоятельства трагедии были неизвестны. Благодаря последним исследованиям ученые могут утверждать, что галиот не смог обогнуть мыс острова, был поврежден и сразу пошел ко дну.

Важным открытием стала находка русского 57-пушечного фрегата "Олег", флагмана императора Александра II, между островами Гогланд и Соммерс. Фрегат затонул в 1869 году во время учений и лежит на ровном киле на глубине 60 метров. Корабль пошел ко дну очень быстро — всего за 15 минут, именно поэтому все оружие и интерьер были сохранены. Ученые отмечают, что это единственный затонувший корабль в мире, расположение которого позволяет проникнуть на все шесть палуб затонувшего судна. Этот фрегат считается историческим объектом специального значения, и любые частные погружения на него запрещены.

Следует отметить, что все обнаруженные исследователями суда стоят на дне на ровном киле, фактически в том же состоянии, как и в момент гибели, представляя собой уникальные музеи. Кроме того, пресные и холодные воды восточной части Финского залива, Ладоги и Онеги являются идеальным консервантом, поскольку в них не живут древоточцы, уничтожающие корпуса кораблей в южных морях. Однако все обнаруженные объекты пока не имеют статуса музейных экспонатов. Они не оценены и отсутствуют правила их использования.

Дело в том, что в отношении морского наследия страны до сих пор нет скоординированной государственной политики. О каждом найденном объекте археологи сообщают в региональные органы охраны памятников, где их фиксируют, формально ставят на учет. Чтобы эти древности получили статус памятников и стали охраняемыми, требуется решение либо регионального, либо федерального правительства. Существует специальное постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569, в котором определен порядок проведения экспертизы, но практики его применения в отношении подводных объектов пока нет.

После преодоления всех формальных трудностей, ученые намерены сделать уникально сохранившиеся корабли объектами подводного туризма. Стоит отметить, что еще в конце 1990-х годов были разработаны специальные программы посещения подводных памятников, которые вошли в официальные планы развития туризма Ленинградской области. Эти программы были скоординированы с аналогичными планами туристических компаний Эстонии и Финляндии.

Всего один год совместной работы показал ученым, насколько велик спрос на массовый подводный туризм как в рамках дневных туров с береговой базы на маломерных ботах, так и на 8-10-дневные дайв-сафари на более крупных судах. Много желающих со всего мира было и поработать дайв-гидами и инструкторами. Но случившийся в России в 1998 году дефолт помешал тогда реализовать планы дальнейшего сотрудничества.

Сегодня ученые вновь обратились к данному проекту. По их мнению, помимо интереса к уникальным памятникам, развитию подводного туризма в регионе могут способствовать и такие факторы, как удовлетворительная прозрачность воды и небольшие глубины, береговая инфраструктура, незначительное удаление затонувших объектов от береговых баз. Значимость реализации данного проекта в первую очередь состоит в том, что, как показывает мировая практика, именно превращение затонувших объектов в туристические обеспечивает их сохранение и даже реновацию.

Российский проект "Подводное наследие" проходил при поддержке ЗАО "Балтийская морская компания" и длился 10 лет. На данный момент команда водолазов и ученых нашли и опознали сотни затонувших кораблей, лежащих на дне Финского залива в Балтийском море, реки Невы и Ладожского озера. Его значимость для науки огромна. Исследование подтвердило, что на северо-западе нашей страны находится богатейшая в мире коллекция затонувших кораблей, отражающая историю кораблестроения, мореплавания и морских катастроф не только России, но и всей Европы. Новые знания, полученные археологами в ходе исследования затонувших судов, сегодня позволяют ученым пересматривать устоявшиеся веками научные исторические концепции.

©  Юлия Чмеленко, Правда.Ру

http://pravda.ru/science/useful/23-07-2013/1166220-podvodnoe_nasledie-0/
 Add your comment:
  Please note comments are moderated before appearing on this site so there may be a slight delay

 Name (it's desirable)  
 E-mail (not for publishing)


Другие материалы рубрики
Maps
  Новая интерактивная карта Петербурга и Ленобласти
Природоохрана
  Умирающий Финский залив
Корреспондент «Беллоны» Виктор Терешкин решил повторить давний маршрут, пройденный для ленинградской газеты «Смена» четверть века назад – от Зеленогорска до Сестрорецка по берегу Невской губы – посмотреть своими глазами, что происходит с берегом, как меняется вода, каково здоровье Финского залива.
  Кургальский заказник – исчезающая красота
Природная жемчужина Ленинградской области – заказник Кургальский и огромный Усть-Лужский порт расположены рядом. Что происходит в заказнике, кто его охраняет, что несет заказнику такое соседство?
История
  Как дайверы ищут в Финском заливе затонувшие корабли и подлодки
На дне Финского залива у острова Большой Тютерс водолазы экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» обнаружили две советские подводные лодки
  В Сестрорецке волонтеры помогут жабам перейти дорогу
Группа волонтеров отправится в город Сестрорецк, чтобы посодействовать массово мигрирующим серым жабам перебраться через проезжую часть. Амфибий спасут от смерти под колесами машин на пути их массовой миграции в Сестрорецке.
  Оператор коммерческой недвижимости Steit построит загородный поселок рядом с Репино. Спрос на коттеджи могут сформировать сотрудники "Газпрома".
Компания Steit построит загородный поселок в районе Репино — Ленинское, который раньше активно застраивала "Группа ЛСР". Покупателями в проекте могут стать сотрудники "Газпрома" — первую очередь поселка завершат в 2018 году, когда в 30 км оттуда в Лахте достроят штаб–квартиру монополиста.
  В Петербурге стартовал XVIII международный образовательный форум по дебатам «Комарово-2017»
На форум приехали 120 студентов, школьников и преподавателей из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Тулы, Кирова, Московской области, Севастополя и Риги.
  В Петербурге разработан проект кольцевого намыва Финском заливе
Союз архитекторов Петербурга разработал эскизный проект нового намыва в Петербурге. Он предполагает создание девяти круглых островов в акватории Финского залива за Васильевским островом. Заказчиком выступила одна из российских политических партий.
  Жареная рыбка, запах огурцов и Финский залив: в Петербурге отметили "Праздник Корюшки"
Корреспонденты Piter.TV побывали на юбилейном фестивале проходной рыбки в "Ленэкспо" и узнали, почему она настолько популярна среди гостей и жителей города на Неве.
  Ледоколам разрешили покинуть Финский залив
На подходах к Большому порту Санкт-Петербург с 25 апреля отменяется ледокольная проводка судов. Соответствующее распоряжение подписал и. о. капитана порта Михаил Харьюзов.




Maps
FinBay.Info
Книжная полка
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
Zen.Piter.Club
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
The Official City Guide
Maria Gusev, USA, NY
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©  Real WEB 2010-2017 ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ