Для намечаемого строительства было выбрано «Месторождение песков Сестрорецкое», которое расположено в северо-восточной части Финского залива в районе береговой линии между железнодорожными станциями Тархова и Сестрорецк. Длина возможного подводного карьера достигнет 4 км, а ширина около 1 км. В целом это 400 га подводного пространства. Весь этот песок и предполагается использовать для намыва территории, да и не только.
Следующий проект идет дальше. Предполагается засыпать и еще одну территорию, а именно – лесопарковую болотистую местность «Агарково». Как поясняет старший преподаватель факультета географии Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Резников, в этом районе произрастает занесенный в Красную книгу восковник болотный. Авторы проекта предполагают, что «здесь местность будет засыпана на 4 метра выше нынешнего уровня», – говорит Андрей Резников. В свою очередь, по данным акта Росприроднадзора от августа 2012 года, «здесь на площади в 10 гектаров произрастает порядка 600 тысяч экземпляров этого краснокнижного растения».
Есть вариант, что строители просто «пересадят растения», однако Андрей Резников подчеркнул, что говорить о возможности пересадки такого количества растений бессмысленно: опыт пересадки 1,5 тыс. экземпляров восковника болотного с участка Западного скоростного диаметра был неудачным: «Пересаженные растения прижились плохо, остальные бедствуют в Ботаническом институте – проект по пересадке восковника болотного – это завуалированное его уничтожение. Я, как естественник, вижу миссию Петербурга в сохранении этого редкого вида». К слову отдельные ареалы этого растения присутствуют и, например, в Эстонии и Латвии, а почки восковника используются в том числе для производства таких напитков, как «Рижский бальзам» и «Старый Таллинн». Борьба с алкоголем – это хорошо, но вот организовать производство местного, петербургского бальзама тоже могло бы быть любопытно. Но нет, растения собираются засыпать.
Еще один аспект, который уже стал визитной карточкой города, – корюшка. Одним из главных ареалов ее обитания является как Финский залив, так и место нереста – река Сестра. Идеальное место – небольшая глубина залива и быстрое течение реки. Но в итоге по планам строителей будет видоизменена и река, а глубина залива в этом месте с мелководья – 1 метр на расстояние до полукилометра от прибрежья – может возрасти до 13, а то и более метров.
Руководитель центра «ЭКОМ» Александр Карпов напоминает, что для предупреждения изменений в экологической обстановке вокруг города, депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга разработали специальный законопроект. Это перечень территорий Санкт-Петербурга, в отношении которых требуется провести исследования с целью придать им статус особо охраняемых природных территорий. В частности, одна из таких территорий располагается в данной местности. Законопроект прошел три чтения, однако губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко наложил на законопроект вето, преодолеть которое депутаты не смогли.
Повторить подвиг Петра I, может быть, и заманчиво, но Резников поясняет: «Для большинства публики эти территории, черноольховые топи и ландшафт, который выглядит так же, как выглядело место нынешнего Гостиного двора до прихода на эти земли Петра I, – обычное болото. В пресс-релизах ООО «Северо-Запад Инвест», осуществляющего проект намыва территорий в районе Сестрорецка, эти места обозначены как «депрессивный заболоченный район». И здесь уже появляются иные аналогии, когда, прежде чем сломать здания в центре города, их с молчаливого согласия местных властей доводят до аварийного состояния, а потом разводят руками, мол, «но вы же сами видите, что дом разрушается». Здесь такая же история. Отсутствие внимания со стороны муниципальных властей, ну и конечно, преступная беспечность местных жителей и гостей зоны отдыха действительно создают впечатление запущенности региона. Правда, нельзя забывать и о дамбе, которая, как уверяют экологи, привела к дополнительной заболоченности района. |