Gulf Of Finland. Golfe de Finlande. Финский залив. Suomenlahti
SF. "Мелодии белой ночи" (1976)
Retro.Music.Club  //  Ленинградские страницы

Композитор Исаак Шварц
"Мелодии белой ночи" (1976)
Элегия / 22.12.11

Режиссер - Сергей Соловьев.

В ролях:
Комаки Курихара
Юрий Соломин


Памяти Исаака Шварца

Не стало легендарного композитора отечественного кино

27 декабря не стало знаменитого композитора Исаака Шварца, автора музыки к более сотни фильмов и нескольким десяткам спектаклей. Среди режиссеров, с которыми работал Шварц - Товстоногов, Пырьев, Ромм, Швейцер, Герман, Лунгин. Многим он известен как автор песен и музыки в к легендарным "Белому солнцу пустыни" и "Звезде пленительного счастья" Владимира Мотыля. Режиссер Владимир Мотыль решил поделиться своими воспоминаниями о легенде отечественной киномузыки с обозревателем "РГ" Валерием Кичиным.

"Об Исааке Шварце я мог бы говорить весь вечер. Потому что потерял не только большого композитора, соавтора многих моих картин, но и близкого друга. Мы часто и откровенно обменивались впечатлениями о прочитанных книгах, об увиденных спектаклях, что-то друг другу рекомендовали. Огромную роль в его жизни и творчестве сыграла его жена - Антонина, Тоня, с которой я только что говорил по телефону. Это была удивительная пара, очень правильное сочетание двух прекрасных людей. Она никогда не вмешивалась в его творчество, но очень ему способствовала. Она прекрасно чувствовала музыку, и это был союз духовно близкий и трогательный.

Для кино его кончина - невероятная потеря: ушел величайший кинокомпозитор. В прошлом году был его творческий вечер в Зале Чайковского. Меня просили выступить - я отказывался, потому что не люблю публичных выступлений и очень редко на них соглашаюсь. Но какая-то сила меня все-таки вывела к переполненному залу, и, наверное, это было лучшее, самое складное мое выступление - потому что меня вела любовь к этому человеку, этому большому музыканту.

Первая наша встреча была на фильме "Женя, Женечка и "катюша". Он очень любил Булата Окуджаву, который принял участие в создании сценария, даже писал песни на его тексты. Так что они были знакомы и раньше, но сблизились именно в процесс работы над этой картиной.

Его интуиция, его способность проникать в замысел режиссера мне всегда казались гениальными. Интуиция эта была настолько богатой и безошибочной, что мне не нужно было много слов. Обычно в работе с композиторами я подробно объяснял свой замысел - какую музыку я слышу для такой-то сцены. Это были очень талантливые композиторы, и я всем им благодарен - с музыкой у меня в фильмах вообще не было проколов. Но с Исааком Шварцем работалось совершенно иначе - это другой подход. Мы, повторяю, были близкими друзьями. И я приезжал к нему в Сиверскую не столько работать, сколько навестить. Ну, как я мог словами объяснить ему те чувства, которые мне были необходимы в фильме, и которые можно передать только музыкой! Ведь теперь представить себе "Белое солнце пустыни" или "Звезду пленительного счастья" без музыки Исаака Шварца, без его песенного и симфонического творчества - абсолютно невозможно. Кто-то точно сказал: где кончается слово - начинается музыка.

Встречаясь, мы с ним говорили совсем не о музыке. Говорили о литературе, о политике. И только иногда касались сценария, который он уже прочитал. Я никогда не спрашивал первым: ну что ты там написал? Он просто в ходе разговора садился за рояль и начинал импровизировать. Я ухватывался за услышанную мелодию: "Что это?! Это как раз то, что мне нужно! Это для нашего фильма?". "Пока не могу сказать…" - туманно говорил он. И начинал играть что-то еще более прекрасное, и снова как раз то, что было нужно для моей картины.

Я с осторожностью употребляю это слово: гений. Но здесь оно совершенно уместно: Исаак Шварц был гениален. Он мог вдруг ошеломить музыкой лирической, трогательной - как раз в той сцене фильма, которая, мне казалось, должна звучать напряженно и драматично. И он всегда оказывался прав. Он побеждал мою мечту, потому что драматическая сцена в сочетании с лирикой музыки становилась открытием и для меня самого.

Как-то великий Акира Куросава прилетел в Москву, чтобы послушать его музыку к фильму "Дерсу Узала". Прилетел задолго до обозначенного срока, Исаак Шварц его не ждал - он еще не закончил писать эту музыку. И продолжал ее сочинять, даже когда они вдвоем шли от гостиницы "Мосфильма" к студии - вдруг останавливался: "Подождите, подождите! Не трогайте сейчас меня!". Ему нужно было не спугнуть зазвучавшую в нем мелодию. Было ощущение, что музыка в нем рождалась всегда, в любой ситуации, он иначе не мог жить.

Болезнь не дала ему возможности принять участие в создании музыки для моего нового фильма "Багровый цвет снегопада". Я снова приезжал к нему в Сиверскую, он уже жестоко страдал от своих недугов. Но все равно проигрывал мне на рояле свои новые мелодии - продолжал работать. Я говорил: вот то, что мне нужно! Потом, во время прогулки, ему приходила в голову новая мелодия. Все было как всегда. Просто он был уже очень болен. И я приезжал к нему не за музыкой - просто навестил друга. И это была наша последняя встреча…

Вообще, сейчас никакие слова не смогут передать то, что я чувствую. Рядом с тобой был гений! Я думаю, его музыка будет жить гораздо дольше, чем мы можем представить. Он был скромным человеком, не любил шумихи и рекламы, но если собрать все им написанное - для фильмов, для исполнения в концертах, собрать песни, собрать симфонические произведения воедино, многим откроется, какой великий композитор жил среди нас.

И спасибо вам за этот звонок. Знаете, когда приходит большое горе, то пока не выскажешь наболевшее близким людям, оно будет непереносимо мучить душу..."

Валерий Кичин (блог автора)
"Российская газета" - www.rg.ru
28.12.2009, 02:04
http://www.rg.ru/2009/12/28/motyl-site.html


Шварц Исаак Иосифович

Родился 13 мая 1923 года в городе Ромны Сумской области (Украина).

В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, где он начал заниматься в Доме художественного воспитания детей (ДХВД) по классу рояля у преподавателя А.С. Замкова.
В 1935 году 12-летний Исаак Шварц принял участие в концерте молодых дарований в Большом зале Ленинградской филармонии - в сопровождении оркестра филармонии блестяще исполнил 1-ю часть Первого концерта Шопена. Юного пианиста заметил выдающийся музыкант и педагог профессор Леонид Владимирович Николаев. Шварц начал брать у него уроки, не оставляя занятий у А.С. Замкова.

После ареста отца в 1936 году мать композитора с детьми выслали из Ленинграда в Киргизию, в город Фрунзе. 14-летний Исаак давал частные уроки игры на фортепиано детям местных чиновников. В ссылке судьба свела Шварца со многими образованнейшими людьми, общение с которыми обогатило его на всю жизнь, во многом предопределило будущую работу композитора над музыкальным оформлением спектаклей и кинофильмов по произведениям русских классиков: Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, А.А. Гончарова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Максима Горького.

В 1938 году Исаак Шварц начал брать уроки композиции у замечательного педагога В.Г. Фере. В последующие годы ссылки он приобрел профессионально ценные навыки, работая концертмейстером в Киргизском государственном театре. Во время Великой Отечественной войны он руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа. В 1943 году он женился, вскоре родилась дочь Галина.

Во Фрунзе Шварц познакомился с сестрой Д.Д. Шостаковича Марией Дмитриевной, пианисткой, сосланной по аналогичному поводу. После окончания ссылки, в 1945 году, по просьбе Шостаковича молодого композитора приняли в Ленинградскую консерваторию.

В 1955 году Исаак Шварц был принят в Союз композиторов.
В конце 1950-х годов им была написана музыка к знаменитым постановкам Георгия Товстоногова "Идиот" Ф.М. Достоевского и "Горе от ума" А.С. Грибоедова в Ленинградском академическом Большом драматическом театре имени Горького. В дальнейшем прославленный режиссер вновь обратился к музыке Шварца, работая над спектаклями "Не склонившие головы" Н. Дугласа и Г. Смита и "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского. В разное время композитор сотрудничал также с другими театрами Ленинграда и Москвы. Он - автор музыки к спектаклям "Доходное место" А.Н. Островского (Ленинградский театр имени А.С. Пушкина, режиссер Р. Суслович), "Лес" А.Н. Островского (ЦТСА, режиссер Владимир Мотыль), "Молва" Афанасия Салынского (Московский театр имени В.В. Маяковского, режиссер А.А. Гончаров) и многим другим (всего свыше 35 спектаклей). В театре в полной мере раскрылось яркое лирическое дарование И. Шварца, присущий ему тонкий психологизм, незаурядное чутье музыканта-драматурга.

В 1958 году И.И. Шварц дебютировал в кинематографе, став автором музыки к картинам "Неоплаченный долг", "Наш корреспондент" и "Балтийское небо". Он успешно сотрудничал с такими крупнейшими кинорежиссерами страны, как Иван Пырьев, Михаил Ромм, И. Хейфиц, С. Микаэлян, Владимир Венгеров, Михаил Швейцер, Юлий Карасик, Владимир Мотыль, Серегей Соловьев, Николай Губенко, Григорий Аронов, Анатолий Бобровский, Алексей Герман, Петр Тодоровский, Родион Нахапетов, Сергей Бодров, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Евгений Татарский.

Исаак Шварц написал музыку более чем к 110 фильмам, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного и мирового кинематографа: "Братья Карамазовы", "Живой труп", "Дикая собака Динго", "Семейное счастье", "Карусель", "Бегство мистера Мак-Кинли", "Соломенная шляпка", "Егор Булычов", "Станционный смотритель", "Сто дней после детства", "Дерсу Узала", "Из жизни отдыхающих", "Избранные", "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительного счастья", "Обрыв", "Нас венчали не в церкви", "Мелодия белой ночи", "Блондинка за углом", "Проверка на дорогах", "Каникулы Кроша", "Необычайное пари", "Не стреляйте в белых лебедей", "Последняя жертва" и другие. С Исааком Шварцем в кино работали замечательные дирижеры Ю. Темирканов, Э. Хачатурян, А. Лазарев, В. Понькин, Е. Колобов, В. Джордания, М. Эрмлер.

Когда знаменитый японский режиссер Акиро Куросава начал снимать в России свой фильм "Дерсу Узала", среди многочисленных композиторов, с чьей музыкой он познакомился, он выбрал именно Шварца. По словам режиссера, это решение он принял после того, как прослушал музыку к кинофильму «Станционный смотритель».
Исаак Шварц удостоен Гран-при на многих международных кинофестивалях, ему трижды присуждалась высшая кинематографическая награда России - премия "Ника".
И.И. Шварц - Народный артист России (1996), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984). Лауреат Государственной премии России. В 2000 году ему была присуждена Царскосельская художественная премия "За уникальное собрание романсов на стихи русских поэтов XIX-XX веков".
Композитора Исаака Шварца называли сиверским отшельником. Он жил в местечке под названием Сиверская недалеко от Гатчины в Ленинградской области и в Петербург переезжать не стремился.

Ушел из жизни 27 декабря 2009 года в поселке Сиверский, Ленинградская область. Похоронили композитора 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Призы и награды

Лауреат Государственной премии России (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»).
Победитель в категориях: Лучшая музыка к фильму. 1992 - ЛУНА-ПАРК; 1992 - БЕЛЫЙ КОРОЛЬ, КРАСНАЯ КОРОЛЕВА; 2000 - ПОСЛУШАЙ, НЕ ИДЕТ ЛИ ДОЖДЬ
май 2008- лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга за сюиту для симфонического оркестра "Мелодии белой ночи" и концерт для оркестра "Желтые звезды".

http://kino-teatr.ru/acter/21402
http://www.youtube.com/watch?v=6soMKUPVARk
 Add your comment:
  Please note comments are moderated before appearing on this site so there may be a slight delay

 Name (it's desirable)  
 E-mail (not for publishing)


Другие материалы рубрики
Ленинградские страницы
Ленинград, 1968 год
Любительская киносъемка Ленинграда в декабре 1968 г.
Ленинград мой, милый брат мой!..
Фильм "Старшая сестра"
Георгий Натансон, 1966
Республика ШКИД
Фильм-расследование о подлинной судьбе героев любимой детской книги и фильма "Республика ШКИД". Как сложилась судьба ребят, которых книга сделал знаменитыми на всю страну? Почему, прочитав книгу (а она и в 30-е годы имела бешеную популярность), они не нашли ее авторов, не пришли к своему учителю, не проявили прежнюю дружбу?
Мальчишки у стен Ленинграда
Исаак Шварц, стихи В.Коростылева (из кинофильма "Зеленые цепочки")
Нева
Музыка: Василий Соловьев-Седой. Слова: Соломон Фогельсон. 1964г.
Жаконя - молодец
«Жакооооня – молодец! Жаконя так сказал! Я Жаконя, я Жаконя, удалая голова!» - вот и все знаменитые фразы хвастунишки Жакони, матерчатой обезъянки, которые я запомнила из детских передач по Ленинградскому телевидению в начале 60-х прошлого столетия.
Ленинградское такси
Автобус Ленинграда
Ленинград




Maps
FinBay.Info
Книжная полка
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
Zen.Piter.Club
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
The Official City Guide
Maria Gusev, USA, NY
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©  Real WEB 2010-2017 ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ