Некоммерческое электронное интернет-издательство Финский залив (Sinus Finnicus - Gulf Of Finland - Suomenlahti)
SF. О писателе Л.Андрееве и поверхностной критике
Leonid Andreyev Club  //  

Критика
О писателе Л.Андрееве и поверхностной критике
Natella Speranskaja / 01.11.11

Литературный критик и революционер В.В.Воровский, давая оценку творчеству Леонида Андреева, выносит вердикт: «Почти все, что дал литературе Л. Андреев, сводится в конце концов к длинному ряду… неудавшихся произведений». По мнению критика, творения русского писателя отличает некая недостаточность, незавершенность. Должно быть, нечто подобное имел в виду и Максимилиан Волошин, утверждая, что, выбирая по-настоящему важную и глубокую тему, Андреев «никогда не умеет раскрыть ее до конца»


Подобного рода заключения могут иметь причиной нежелание принять позицию вопрошающего. Иными словами, Андреев относился к людям, обладающим искусством ставить вопросы, разрывающие онтологическую ткань, чей причудливый узор столь часто порождает одурманенность иллюзией. Иллюзией, которая обретает статус истины, ибо человек слишком несовершенен и его «всеядность» и неразборчивость ищет лишь готовые ответы, принимая за таковые всякую попытку выдать медь за золото. Леонид Андреев действительно задавал вопросы, и делал это так, как мог делать только субъект, утвердивший себя в области метафизических вопрошаний. В творчестве Леонида Андреева сильны богоборческие мотивы. Он убивал своих героев, показывая всю тщету человеческих усилий противостоять враждебной вселенной. Если бы ему удалось реализовать свой замысел, создав произведение об Иване Грозном, который был для писателя воплощением трагедии сверхчеловека, к чему бы подошел писатель? К новым вопросам, бросающим в дрожь критиков или к тому опыту, что навсегда отделяет человека от человечества, придавая сей дифференцированности характер инициатической необходимости? О самой загадочной пьесе Андреева Максимилиан Волошин писал: ««Каждый дает Богу то имя, которое соответствует степени его посвящения в тайны устройства Вселенной. Скажи мне имя твоего Бога и я узнаю степень твоего самопознания. Имя Божье это тот пароль, который спрашивает Смерть у приходящего в мир. Леонид Андреев отвечает: "Имя, которое я даю Богу, - "Некто в сером». Тень его появляется и в ряде других произведений, в частности, в рассказе «Он», где так же торжествует безымянность. Да, автор не дал Ему имени, но разве может быть имя у Того, Кто стирает тебя, как след на песке, начиная с памяти, Кто, как равнодушная Лета смывает ладонью с твоего лба все воспоминания? Да, может. Одно и тысячи, но Андреев избегает его произносить. Возможно, само это Имя вселяет ужас или невыносимую тоску. Погруженное в тишину, это Имя также тихо, как Тот, Кто заходит в комнату и садится возле кровати. Смерть. Вспоминается строка из стихотворения Борхеса: «И лег на время профиль палача». Вот Он стоит за окном, вперив взгляд, но темнота не дает понять, смотрит Он или впивается взглядом, моргает, иль ресницы Его неподвижны.

Воровский ищет незавершенность творений Андреева в неком противоречии, нарушающем целостность. Буквальная незавершенность встречается нам в романе «Дневник Сатаны», закончить который автору помешала сама смерть. Но даже в этой прерванности нет и не может быть погрешностей, которые желает выявить Воровский. Андреев писал, что «Дневник Сатаны» - произведение «вне времени и пространства». В нем писатель хотел показать, насколько ослабляет «человеческое»: дав плоть своему главному герою (Сатане), он наделил его слабостями и силой человеческого существа.

Андреев не стал, подобно Горькому, восклицать, что «человек – это звучит гордо!». Там, где Воровский намеревался изобличить противоречия, полагая, что автор «оценивает бытие, исходя из апологии небытия», Андреев уходит от привычного дуализма: «Ты имеешь только два понятия о существовании: жизнь и смерть – как же Я объясню тебе третье? Все существование твое является чепухой только из-за того, что ты не имеешь этого третьего». У Андреева это «третье» было. Именно его наличие сводит все умозаключения уважаемого критика на уровень безосновательных и поверхностных выводов.
Другие материалы рубрики
Дачник поневоле. История одной новогодней открытки
Эта новогодняя открытка, датированная последним днем 1901 года, встретилась мне на одном из интернет-аукционов. На обороте значится: «Ст. Териоки Ф. ж. д. Его Высокородию Петру Францевичу профессору Лесгафту». Отправлена она из санатория в Халила на Карельском перешейке.
Павел Николаевич, родной брат Леонида Андреева
Павел Николаевич Андреев родился 2 июля 1878 года в Орле на 2-й Пушкарной улице, где ныне располагается музей Леонида Андреева. Даже будучи на 7 лет младше своего брата Леонида, он принимал участие во всех проделках старшего брата: играх в казаков-разбойников и индейцев, опустошении соседских садов. Беззаботное, солнечное и счастливое детство было омрачено трагическим событием весны 1889 года — скоропостижно умирает их отец. Наступили годы нужды, даже переезд в Москву ничего не изменил.
История
А. Н. Бенуа о даче в Черной Речке
Источник: Бенуа А. Н. Мои воспоминания. - М.: Наука, 1980.
Дача «резвого» градоначальника
Эта шикарная дача на берегу Финского залива близ Черной речки в Метсякюля (ныне пос. Молодежное) была построена по проекту архитектора Петра Петровича Бука (нем. Peter Buek; 1865, СПб – декабрь 1941, Ленинград). Согласно журналу «Ежегодник Общества Архитекторов-Художников» за 1910 год она принадлежала Михаилу Степановичу Воронину.
«Орден обормотов» и семья Цветаевых
Импульсом к созданию «Ордена обормотов» в коктебельском доме Максимилиана Волошина послужили печальные обстоятельства в жизни семьи Эфрон в 1909-1910 гг.
Михаил Леонидович Лозинский
Поэт и переводчик Михаил Леонидович Лозинский (1886—1955). По словам Николая Гумилева, если бы пришлось показывать жителям Марса образец человека, выбрали бы Лозинского – лучшего не найти.
Комаровские дачники
Дачные окрестности Петербурга издавна привлекали людей, которые составляли славу России, были ее гордостью и заслуженно остались в памяти потомков
На Карельском перешейке немало памятных мест, связанных с выдающимися соотечественниками.
ПРИСЛУГА И ДЕТИ ПРИСЛУГИ, ИЛИ НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ, ГДЕ ТЕПЕРЬ КУХАРКИНЫ ВНУКИ
Леонид Андреев
У Леонида Андреева была в Финляндии собственная дача — «Белая Ночь». Он там и жил со своей многочисленной семьей.
Руководство для флирта в квартире




Sinus Finnicus News
Издательство
Original Guide
Art Gallery
Фотографии
Photo.Haiku.Club
LenTube
Local.Cousine.Club
Retro.Music.Club
Modern.Art.Club
Известные люди
Bay.Poetry.Club
Маяки
St. Petersburg
WikiW.info
Cinema.Family.Club
Leonid Andreyev Club
   Authors
AN-Piter Photo, SPb
City Map, SPb
Maria Gusev, USA
Zagreba
yugusev
Karelia
Элегия
Natella Speranskaja
Yurii Zeel, Tallinn
Alexsandra Lindprii
Tietta.News
Andreieff Simon
Настя_Тикк@Photosight.ru
yugusev@Photosight.ru
sinusfinnicus@Photosight.ru
Sinus Finnicus
РоманыЧ, СПб
Мария Краева, СПб
Roza Berger, USA, NJ
Sima Ginzburg, USA, MD
Locations of visitors to this page


©   2008-2021 sinusfinnicus.ru ъМДЕЙЯ.лЕРПХЙЮ